Роза Змановская
Интонационная выразительность речи
▼ Скачать + Заказать документы
Интонационная выразительность речи
Все мы знаем о том, что устная речь имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств. Роль интонации в речи огромна.
Интонация – сложное явление, которое включает в себя следующие элементы:
а) мелодика (повышение или понижение голоса);
б) логическое ударение;
в) паузы;
г) темп речи;
д) тон высказывания;
е) ритм.
Выясним сущность каждого элемента.
Мелодика – понижение или повышение тона голоса.
Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.
Публикация «Интонационная выразительность речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Например: Он пришёл (констатируем факт).
Он пришёл? (вопросительная интонация).
В любом предложении важное по смыслу слово выделяется голосом, ставится логическое ударение.
Способы выделения логически ударного слова в устной речи :
а) повышение или понижение тона на этом слове;
б) замедленное произнесение слова;
в) пауза перед логически ударным словом.
Способы выделения логически ударного слова в письменной речи :
а) выделяющийся шрифт;
б) прописные буквы;
в) восклицательный знак в скобках;
г) тире перед значимым словом.
Логически ударное слово, как правило, ставится в конце предложения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, надо внимательно прочитать текст, вникнуть в его содержание. Постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. А теперь поупражняемся в постановке логического ударения в трёх вопросительных предложениях.
Небольшая подсказка: правильно расставить логические ударения помогут слова во второй части предложений.
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
Следующие важные элементы устной речи – паузы, темп.
Паузы облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Физиологическая пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы физиологические паузы совпадали с логическими, синтаксическими.
Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.
Логические паузы (смысловые) связаны с логикой речи.
Если пауза сделана неправильно, может измениться смысл высказывания.
(Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.)
Темп речи – это скорость произнесения слов и целых фраз. Темп бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп составляет 120 слов в минуту.
Необходимо заметить, что темп речи – величина непостоянная. На протяжении дня у одного и того же человека темп речи меняется. Это зависит от многих факторов:
а) индивидуальность говорящего;
б) темперамент;
в) настроение;
г) психологическое состояние.
Например, возбуждённый человек говорит быстрее, чем обычно. Человек усталый, чем-то подавленный, говорит вяло и замедленно. Темп зависит также и от содержания высказывания. Если рассказываем о стремительно развивающихся событиях, темп речи убыстряется. Если говорим о замедленных действиях, темп речи замедляется. Например: «Как долго тянется день! Как медленно он идёт, ползёт как черепаха!»
Темп речи зависит и от жанра высказывания и характера передаваемой информации. Например, репортаж о спортивных играх, обзор политических событий произносится достаточно быстро. Лекция, присяга, торжественное обещание произносится более медленно.
Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: «Строчит, как из пулемёта», «За твоим языком не поспеешь босиком» и т. д. Быстрая речь, особенно, если это лекция, требует усиленного внимания, вызывает утомление. Кроме того, быстрая речь не всегда бывает понятной. Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подаёт», «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт». Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.
Как видим, темп надо использовать умело. Это сильное оружие речевого общения.
В устной речи значительную роль играет и тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. От чего зависит выбор тона? Он определяется многими причинами: и настроением, и ситуацией общения, и содержанием передаваемой информации, и, конечно, той целью, которую вы хотите достичь в процессе общения. Например, если ваша цель – похвалить кого-то, сделать комплимент, то и тон вашей речи будет ласковый, восторженный. Если ваша цель - попросить о каком-нибудь одолжении, покупке, то и тон у вас должен быть не приказной, не требовательный, а ласковый, способный растрогать человека.
Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть, определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. Все перечисленные выше компоненты являются звуковой оболочкой речи.
Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Педагоги дошкольных учреждений должны всегда заботиться о выразительной стороне речи. Особое значение речь взрослого приобретает в процессе обучения детей родному языку.
Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию. Он заимствует у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи. При передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. К сожалению, в каждой группе есть дети, у которых речь тусклая, вялая, тихая, невыразительная. Опыт показывает, что формирование выразительной речи можно осуществлять с помощью игры и игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.
Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.