Стройнова
Интересные и познавательные занятия по математике в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Интересные и познавательные занятия по математике в первой младшей группе детского сада
Воспитатель Н. А. Стройнова
Математические упражнения и игры положительно влияют на восприятие окружающего мира, стимулируют развитие мышления и речи, расширяют кругозор ребёнка. Важнее не предоставлять малышу готовую информацию, а поощрять его интеллектуальные способности, прививая вкус к самостоятельному поиску и открытиям, к дальнейшему использованию знаний в жизни.
Зачем малышам математика
Публикация «Интересные и познавательные занятия по математике в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
От того, как педагог будет использовать методические приёмы в работе с детьми раннего возраста, зависит познавательный интерес его воспитанников к математике и в дальнейшем.
Математические дарования, подобно музыкальным, нередко врождённые, проявляются рано и органически определяют склад ума данного человека.
С. Вавилов
Педагогическая работа по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в детском саду ставит перед собой такие цели:
• полноценное творческое и интеллектуальное развитие ребёнка;
• базовая подготовка к этапу школьного обучения;
• коррекционная работа;
• воспитание мыслительной культуры в целом.
ФЭМП решает задачу творческого и интеллектуального развития ребёнка
Как заниматься математикой с детьми раннего возраста
До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой. Наиболее понятными для различения количества предметов являются такие соотношения:
• один и три,
• два и четыре,
• пять и два,
• пять и три предмета.
Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними — мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.
Целесообразно во время занятий использовать предметы одинакового размера
Трёхлетние малыши овладевают количественными и порядковыми числительными (один — первый, четыре — четвёртый) почти одновременно. Однако не стоит торопиться с выводом, что ребёнок уже освоил навыки счёта. Проговаривание слов-числительных в этом возрасте, как правило, не наполнено математическим содержанием — они скорее озвучивают ритм движения, а не обобщают количество.
Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей — это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д.
Возможные трудности:
• Ребёнок может произносить слова-числительные позже или раньше фактического действия (счёта).
• Реальное понимание ребёнком количественных отношений и освоение новых слов могут не совпадать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребёнок отбирает или показывает верное количество мячиков, но затрудняется ответить на вопрос, сколько мячиков он отобрал.
Полезные советы и рекомендации
1. Во время обучения стоит придерживаться определё нной линии поведения:
o приучать детей наблюдать за движениями взрослых, замечать, какими словами обозначаются действия с предметами;
o поощрять желание действовать самостоятельно и сопровождать свои действия рассуждениями;
o обращать внимание детей на слова, характеризующие свойства и качества предметов.
2. К знакомству с новой информацией целесообразнее переходить после того, как дети восстановят в памяти самые важные моменты предыдущего занятия. Повторению ранее изученного материала достаточно уделить не более двух-трёх минут. Провести его лучше форме игрового задания, например, «Помогите мишке собрать шишки», «Найдите вместе с белочкой орешки» и т. д. или с использованием математических стихотворений, загадок, песенок. Занимательная математика задействует детскую любознательность и смекалку, способствует раскрытию интеллектуального потенциала.
3. Вопросы желательно формулировать чётко, понятно, выразительно; если ребёнок ведёт себя пассивно, не проявляя интереса к игре, не отвечая на вопросы — не настаивать, а начать работать с активными детьми. Немного позже стоит вновь возвратиться к первому малышу, пытаясь вовлечь его в активное общение, заинтересовать и помочь ему почувствовать уверенность в своих действиях.
4. Не стоит забывать, что трёхлетним малышам тяжело удерживать внимание дольше нескольких минут, они быстро устают, поэтому желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками, в процессе работы подключая динамичные игры математического содержания.
Желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками
Воспитанников первой младшей группы обучают :
• рассматривать, сопоставлять и группировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и размер;
• сравнивать и обозначать группы однородных предметов словами «один», «много», «мало»;
• различать и понимать элементарные количественные соотношения больше — меньше;
• видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
• ориентироваться в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.) и игровой площадки детского сада;
• уметь двигаться за педагогом в определённом направлении;
• знать и называть части тела (голова, руки, ноги).
Педагогические приёмы работы
В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приё мов:
• Наглядные приёмы (демонстрация предметов, показ, наблюдение, рассматривание). В работе с младшими дошкольниками используются комплекты дидактического материала, куда входят игрушки, бытовые предметы (посуда, пуговицы, природный материал (камешки, шишки, ракушки и т. д.). Многократный показ с демонстрацией наглядного материала и проговариванием каждого шага обычно используется как образец нового способа действия. Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками, использовать сюжетные и графические картинки в полной мере пока рановато, поскольку для малыша двух-трёх лет — это непонятные символы, которые лишь усложняют процесс обучения. Если малыши уже освоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Собери в одну коробочку синие кубики, а в другую — красные. Дай кукле яблочки, а мишке — конфеты». Во время показа сначала необходимо привлечь внимание к предмету, игрушке, уточнить название, затем приступать к характеристике признаков («Какая форма, цвет, размер?»).
Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками
• Словесные приёмы (пояснения, вопросы, рассказ, словесные дидактические игры). Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительностью, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые слова проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
• Практические приё мы:
o упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов, во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные действия. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с повторным воспроизведением каждого по 2–3 раза для закрепления.
Во время дидактических игр малыши многократно повторяют практические и умственные действия
o Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр.
o Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу. Например, измерить длину ленточки, сравнить вкус воды в разных стаканчиках, определить размеры машинок, выявляя таким образом элементарные связи и закономерности.
Планирование и проведение занятия
Для малышей второго-третьего года жизни продолжительность занятия составляет всего 10–15 минут. Занятия обычно начинаются во второй половине сентября и проводятся один раз в неделю. Однако не стоит ограничиваться «обязательной» запланированной программой: тренировать навыки счёта, развивать предметную память, логическое мышление, аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной утренней зарядки, оздоровительной прогулки, чтения любимой сказки, повседневной свободной игры в группе. Логическая структура занятия :
• Вводная мотивационная часть (две-три минуты) — начальный этап, во время которого важно развивать умение концентрировать внимание, настраиваться на работу, слушать и понимать смысл задания, производить чувственный (осязание и зрение) анализ предметов.
• Основная часть (до десяти минут) — пояснение педагогом нового материала, выполнение детьми заданий и упражнений.
• Заключительная итоговая часть — педагог благодарит детей за старание и трудолюбие, воспитывает доброжелательное восприятие не только своих, но чужих достижений. Со второй половины учебного года стоит постепенно переходить к обсуждению причин допущенных ошибок, а также вариантов их исправления.
Как заинтересовать малышей в начале занятия
Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески — это создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит малышей и поможет настроить их на серьёзную интеллектуальную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания детей воспитатель в организационной части занятия использует арсенал разнообразных методических заготовок:
• математические стихотворения и загадки;
• дидактические, развивающие подвижные игры;
• костюмированные театрализованные инсценировки;
• показ иллюстраций, просмотр видео или мультипликационных фильмов.
Увлекательная подвижная игра поможет заинтересовать малышей
Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.
Индивидуальная работа по ФЭМП
Для большей эффективности занятий педагог учитывает индивидуальные особенности детей, на основании которых условно всех воспитанников делит на небольшие подгруппы :
1. Первая — дети демонстрируют высокий уровень заинтересованности, проявляют творческую активность во время выполнения заданий, уверенно применяют полученные знания и навыки. В работе с такими детьми следует стимулировать интерес к математике, для чего предлагать проблемные задания повышенной сложности.
2. Вторая — во время занятий внимательны, задания выполняют правильно, но самостоятельности не проявляют, отвечают по просьбе педагога. Усилия педагога направляются на поощрение инициативности, а также на укрепление уверенности в своих силах.
3. Третья — малыши довольно активны, но часто ошибаются, поскольку слабо владеют программными знаниями и умениями. Работа с отстающими детьми даст позитивные результаты, если уделять этому внимание не только на занятиях, но и в остальное время.
Полезные советы:
1. Важно чувствовать и понимать индивидуальность каждого ребёнка, замечать его эмоциональное состояние, пытаться осмыслить причины, вызвавшие затруднения в освоении программного материала.
2. На этапе планирования занятия продумать и учесть особенности восприятия каждого малыша, уровень подготовки, внимательно проанализировать записи, сделанные во время предыдущих занятий.
3. В процессе занятия следует уделять внимание каждому ребёнку, заботиться о том, чтобы все малыши включались в игровую познавательную деятельность, проявляли активность.
Такой продуманный подход сохранит интерес к математике у отстающих детей, позволит снять психологическое напряжение, вызванное неуверенностью и страхом, а талантливые ребята смогут полнее проявить свою математическую одарённость.
Индивидуальная работа за рамками обязательных занятий проводится в утренние часы раз в неделю, как правило, в игровой форме.
Современная педагогика гласит, что большое внимание должно уделяться организации самостоятельной работы детей с дидактическими пособиями. Но педагогам также не стоит забывать о важности эмоционального восприятия; им нужно использовать разнообразие игровых форм работы для развития у детей интереса к такой сложной дисциплине, как математика.