Татьяна Федорова
Интерактивные экскурсии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: интерактивные экскурсии позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к самостоятельному исследованию объектов.
Ключевые слова: экскурсия, «Места силы Белгородской области», интерактивные методы.
Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нём вполне определенное место. Именно экскурсии позволяют ребенку погрузиться в естественную среду окружающего мира, как природного, так и рукотворного, наблюдать объекты в их естественной среде и сделать выводы об их взаимодействии друг с другом. Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка.
Публикация «Интерактивные экскурсии в ДОУ» размещена в разделах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Однако не все объекты природного и рукотворного мира можно показать на традиционных экскурсиях, поэтому современные педагоги прибегают к виртуальным экскурсиям, как организационной форме образовательной деятельности, отличающейся от признанного путешествия виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Значимость виртуальных экскурсий неоценима при знакомстве с такими местами, куда обычный человек попасть не сможет: это космическое пространство («Загадочный космос», океаническая глубина («В царстве Нептуна») и другие труднодоступные области нашей планеты.
В старшей группе дети с удовольствием познают родную Белгородчину, ее «Места силы» : Круглое здание в Грайворонском районе, святой источник в Яковлевском районе, памятник живой природы трехсотлетний дуб в Белгородском районе, Холковский пещерный монастырь и другие уникальные места родного края. Такие экскурсии расширяют кругозор не только дошкольников, но и их родителей, пробуждая желание поближе познакомиться с удивительными объектами природного и рукотворного мира всей семьей во время поездки.
Виртуальные экскурсии ценны еще и тем, что дошкольник может переместиться не только в пространстве, но и во времени. Как жили маленькие дети в древней Руси, в какие игрушки и игры играли наши предки, узнать о тяжелом детстве сверстников военных лет? Получить данную информацию можно на сайте областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий. (https://www.belcdtur.ru/), также на сайте Инфоурока (https://infourok.ru/) и других.
В интернете размещено достаточное количество познавательных и образовательных сайтов для детей дошкольного возраста, составленных по принципу виртуальных экскурсий, например, https://sch967.mskobr.ru/; https://yandex.ru/turbo?text=https и другие.
Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание дошкольников. Однако восприятие увиденного для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, поиграть с ним или в него. В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний, способов общения. Именно поэтому экскурсии приобрели характер интерактивности.
Интерактивный - это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем - либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников данного процесса.
К примеру, в результате просмотра экскурсии дошкольникам предлагались определенные задания, которые дети могли выполнить только коллективно. Например, после проведения виртуальной экскурсии «Места силы Белгородчины» дошкольники создали в группе мини-музей, куда собрали фотографии этих памятных мест. В этой коллективной работе активное участие приняли родители, заинтересовавшись необычными объектами в родном крае, посетили их, сделали фотографии, собрав их в фотоколлаж. Виртуальная же экскурсия в картинную галерею города позволила не только познакомить детей и родителей с местными талантливыми художниками, но и подтолкнула детей к созданию собственной картинной галереи из детских рисунков.
Во время проведения виртуальных природоведческих экскурсий в подводный мир, в тропические леса, в космическое пространство дошкольники получали задания прямо во время просмотра видео. Например, до проведения видеопросмотра воспитатель попросила обратить внимание на названия животных одну подгруппу детей и названия растений - другую подгруппу. После проведения экскурсии педагог провела познавательную игру «Найди животное (растение) жарких стран». Из многообразия предложенных картинок или фотографий выбрать тех животных (растения, которых только что видели во время просмотра.
Особое внимание было уделено подбору игровых проблемных ситуаций во время виртуальных экскурсий, посвященных героическому прошлому нашего народа «Этих дней не смолкнет слава», «Поклонимся великим тем годам…». Совместно с родителями дети готовили «Листки памяти» о родных, воевавших в годы войны, чтобы подготовить свою панораму Бессмертного полка в раздевалке группы. Вторая экскурсия знакомила дошкольников с памятниками, установленными в Старом Осколе героям Великой Отечественной.
Экскурсия является одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи. Ведь, для наших воспитанников экскурсия – это путешествие, позволяющее развивать у детей не только память и внимание, речь и, конечно, словесно-логическое мышление.
Интерактивный характер виртуальных экскурсий усиливает педагогическое воздействие на познавательную мотивацию дошкольников, активизирует процесс общения сверстников при выполнении совместных коллективных заданий, закрепляет полученные знания. Интерактивные экскурсии оказывают огромное воспитательное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на формирование самостоятельной и инициативной личности.