Инна Фаррахова
Интерактивные методы запуска речи у неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАПУСКА РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Для современной логопедии проблема работы с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь, крайне актуальна. В последнее время, современные экологические, социально-экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, специалисты все чаще сталкиваются с такими детьми. Проблемы речевого, моторного и психического развития ребёнка выявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Поэтому одним из важных направлений развития детской логопедии является углубленная разработка основного содержания и методов ранней диагностики и воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей.
Публикация «Интерактивные методы запуска речи у неговорящих детей» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Известно, что для развития речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Развивая научные положения о сенситивных периодах развития Л. С. Выготский отмечал, что если ребенок до трех лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому. В связи с этим проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей приобретает особое значение для их полноценного развития и обучения. К тому же обновление содержания дошкольного образования выявило очевидной необходимость ранней корректировки речевого развития ребенка. Ранняя диагностика, предупреждение и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. И решать эту проблему приходится в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада, поликлиники и родителями.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром [2, с. 3]
Причины этого явления многообразны: на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС; далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов, заболевания ребенка в постнатальном периоде, травмы, недостатки педагогических воздействий, сложная адаптация к новым условиям жизни и другие.
Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невролога, логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей [1, с. 1].
Задачи работы – стимуляция речевой и психической активности, совершенствование способности к речевому подражанию, развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности, развитие ритмикоинтонационной стороны речи, работа над артикуляционным праксисом, дыханием, развитие фонематического восприятия, формирование фразы, грамматическое оформление фразы, формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности, формирование словаря.
У безречевых детей общей чертой является снижение мотивации к использованию речи в целях общения. Для развития мотивации к общению и занятиям большую роль играет использование информационных технологий (видео-, аудио-, фотоматериалы, компьютер и т. п.).
Работа с безречевыми детьми строится с учетом следующих основных принципов: использование информационных технологий, опора на разные виды деятельности, использование максимального количества анализаторов, активное включение родителей и специалистов детского сада в работу, направленную на стимуляцию общения.
Логопедические занятия проводятся индивидуально и в группах. Составляется заранее программа работы и планы занятий. Занятия проводятся три раза в неделю, индивидуальное занятие длится 10-20 минут, групповое 20-30 минут в зависимости от возраста и сложности диагноза детей.
Родители присутствуют на занятиях, знакомятся с содержанием и формами работы. Даются рекомендации воспитателям, специалистам детского сада и родителям в устной и письменной форме. Взрослые придерживаются этих рекомендаций на протяжении всего времени общения с ребенком. Для воспитателей, специалистов детского сада и родителей, создаются презентации, небольшие видеофильмы, мастер-классы для работы – это более эффективно, чем традиционные записи в индивидуальных тетрадях детей и беседы. Так реализуется тесная связь в комплексной координированной компенсаторной работе логопеда, воспитателей, специалистов и родителей безречевого ребёнка.
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Лучше применять различные игры, игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Смотри, как я умею. Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание.
Формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, невербального мышления. Совместно с ребенком проводится игра с игрушкой, издавая звучание, затем то же самое с другой игрушкой. Далее проводится работа над дифференциацией звуков двух или нескольких игрушек, расположенных за экраном. Итоговое занятие проводится с использования компьютера. Игра «Загадки звуков». Появляются на мониторе четыре картинки, ребенок называет все предметы, которые видит, затем слушает звук и определяет, кто или что этот звук издает. Важно, чтобы ребенок назвал – это самолет или просто погудел у-у-у, а не просто нажал на картинку, показал жестом или пальцем. Провоцируем ребенка назвать предмет или его звукоподражание. И тогда сюрпризный момент – вишенки.
Таким образом, происходит накопление первичного словаря. Также необходима организация ситуативно-делового общения. Для этого манипуляции с предметами сопровождаются элементарной речью и звукоподражаниями. Проводится занятие по ознакомлению ребенка с предметным словарем по теме «Овощи», так как это позволяет задействовать максимальное количество анализаторных систем ребенка. Дети знакомятся со словами: лук, редиска, репка и др. Логопед, воспитатели и специалисты детского сада, а дома родители демонстрируют детям натуральные предметы, производят как можно больше разнообразных действий с одним и тем же овощем: дают им потрогать, понюхать, попробовать, почистить, сделать массаж рук и лица, посмотреть косточки и сделать поделку, выжать сок, натереть на терке, порезать, узнать на ощупь, на вкус, нарисовать по трафарету, раскрасить и т. д.
Постоянно, но ненавязчиво стимулировать ребенка к повторению слов. Для закрепления темы «Овощи» проводится занятие на компьютере. Игра «Фрукты-овощи». Подобным образом проводятся занятия на другие лексические темы.
На начальном этапе стимуляции речи у безречевых детей проводится коррекция или профилактика нарушений дыхательной, голосовой функций, вторичных неречевых симптомов. Для этих целей хорошо проводить игры со свечами. Детям очень нравятся подобные игры, поэтому при негативизме ребенку можно разрешить задуть горящую свечу при этом необходимо стимулировать произнесение звукоподражаний: фу, пу и т. п. или слов: «дуть», «огонь», «дым» и других несложных в произнесении слов. В процессе подобной работы используются различные инструкции: «задуй жёлтую свечу», «задуй высокую», «задуй сначала желтую, а затем красную». В ходе таких игр развивается внимание, зрительное восприятие, закрепляется названия цветов, пассивный словарь ребенка. На занятиях за компьютером ребенок дует в микрофон, в зависимости от силы воздушной струи пламя свечи на мониторе колышется или гаснет. Игра «Торт со свечами».
Компьютер и специально подготовленные видеофильмы позволяют использовать динамическую наглядность при изучении глаголов. Игра «Бежит-лежит». Ребенок учится различать и называть слова-действия. На экране монитора появляется персонаж, который выполняет четыре действия ( например: собака лает, бежит, ест и сидит). Где собачка лает, где собачка ест (сидит, бежит? Ребенок показывает или отвечает: Вот собачка лает, вот собачка ест (сидит, бежит). В этой игре ребенок учится составлять короткие предложения.
В процессе закрепления звукопроизносительных навыков и знаний о слоговой структуре слова дети проговаривают слоговые цепочки. Эта работа на начальном этапе проводится с использованием дидактических игр, а затем с использованием компьютера. Игра «Хитрые половинки». Дети повторяют за логопедом слоги, выбирают соответствующий, и появляется на мониторе ранее невидимые части рисунка.
Ребенок нуждается в положительной оценке своих действий, поэтому после каждой игры появляется сюрпризный момент. Задания, поощрения и порицания исходят от стороннего лица – героя программы. Если что-то не получается, ребенок не обижается на взрослого и не спорит с ним, так как порицание идет от компьютерного героя, а наоборот, стремиться угодить, повторяет действия или слова за героем.
Использование описанных приемов повышает мотивацию к общению у безречевых детей и является мощным стимулятивным средством для развития речи и личности ребенка. Не только формирование собственной речи, но и правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогами, родителями и сверстниками должно стать основой занятий.
Предлагаемые приемы следует рассматривать как начальные этапы логопедической работы с безречевыми детьми, не забывая о принципах последовательного воздействия с использованием сохранных функций для развития нарушенных. Перед тем как перейти к более сложным коррекционно-педагогическим воздействиям, необходимо получить положительные результаты, чтобы ребенок с желанием относился к происходящему, почувствовал потребность в общении, доверие к взрослому.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет: расширить арсенал специалиста, повысить рост мотивации, заинтересовать ребенка, занятие становится гораздо интереснее; закрепить пройденный и изучаемый материал; сократить время на формирование и развитие коммуникативных навыков, высших психических функций; снять негативизм от многократных повторений заданий; развивать зрительнодвигательную координацию; способствовать положительной динамике развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. – Смоленск, 1997.
2. Кириллова. Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. – М., 2011.