Анастасия Терещенко
Интерактивные формы и методы по созданию благоприятного психоэмоционального климата в школьном (классном) коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Важным показателем опытного педагога, в настоящее время, является то, что он умеет создать благоприятную атмосферу в ученическом коллективе.
Поэтому сейчас одной из главных задач воспитательного процесса – правильная организация жизнедеятельности класса, так как сплоченность в коллективе помогает получить опыт межличностного общения, группового взаимодействия, ответственности.
Публикация «Интерактивные формы и методы по созданию благоприятного психоэмоционального климата в школьном (классном) коллективе» размещена в разделах
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
Таким образом, психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей классного коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса, относительно стабильный и характерный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Социально-психологический климат имеет 3 зоны :
- социальный климат. Этой зоной определяется, насколько осознаны участниками классного коллектива цели и задачи, контролируется соблюдение прав и обязанностей;
- моральный климат. Этой зоной определяется, какие моральные ценности приняты классом;
- психологический климат. Этой зоной определяются отношения, которые складываются при взаимодействии друг с другом.
Для того, чтобы понять, какие интерактивные формы и методы можно реализовать для поддержания благоприятного климата, необходимо проанализировать характеристики благоприятного и неблагоприятного психологического климата, также, установить, какими качествами должен обладать современный педагог для создания благоприятного климата в классе.
Характеристики благоприятного психологического климата :
1. Классу присущи бодрость, жизнерадостность, оптимизм, сотрудничество, взаимопомощь, доброжелательность; дети участвуют в совместных делах и мероприятиях, вместе проводят время на перерывах и вне школы; преобладает одобрение и поддержка.
2. Для класса характерно уважительное отношения ко всем учащимся, всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В классе ценятся ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
4. Ученики всегда активные, энергичные, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание.
Характеристики неблагоприятного психологического климата :
1. Класс почти всегда пребывает в подавленном настроении, учащиеся пессимистичны, конфликтны, агрессивны, присутствует соперничество; коллектив отрицательно реагирует на близкие отношения друг с другом; нет норм справедливости и равенства во взаимоотношениях; призрение, насмешки, враждебность.
2. Ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие не приветствуются.
3. Некоторые учащиеся стараются отделиться, отстраниться от других.
4. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными других, некоторые учащиеся испытывают нездоровую зависть или злорадство.
5. Возникают конфликтные группировки.
6. Классный коллектив не сплочен.
Современный педагог должен обладать:
- знаниями об индивидуальных особенностях учащихся;
- знаниями в области процессов общения;
- знаниями об оптимальных методах обучения;
- обладать такими личностными качествами как открытость, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность;
- иметь хорошую теоретическую и методическую базу для работы с учащимися.
Исходя из наблюдений за классными коллективами, где зачастую присутствует неблагоприятный психоэмоциольный климат, используются интерактивные формы и методы работы, как с педагогами, так и с учащимися, для восстановления социально-психологического климата в классе.
Интерактивным обучением можно назвать форму организации познавательной деятельности, способ познания, который осуществляется в форме совместной деятельности учащихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Таким образом, интерактивное обучение становится формой многосторонней коммуникации.
Также встречаются и трудности в применении интерактивных методов в образовательном процессе:
- незнание содержания метода;
- неумение применять его на практике;
- непонимание места метода в структуре занятия;
- некоторые педагоги считают, что интерактивные методы не эффективны в процессе обучения.
Важность интерактивных занятий для учащихся прослеживается в:
- проявлении интереса;
- поощрении активного участия каждого ученика в ходе занятия;
- разбор чувств каждого участника занятия;
- осуществления обратной связи;
- умении учащихся выражать свои мнения;
- формировании жизненных навыков;
- происходящих поведенческих изменениях.
Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько моделей обучения:
1) пассивную - учащийся выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активную - учащийся выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивную – равноправное партнерство. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем.
Существует множество форм и методов интерактивного обучения для создания, поддержания благоприятного психоэмоциаонального климата в классном коллективе. Перечислим некоторые из них:
1 Бинарная лекция (лекция–диалог) – предполагает изложение материала в форме диалога.
2 Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.
3 Вебинар – это «виртуальное» занятие, организованный посредством Интернет-технологий.
4 Видео-лекция. Сокращённая лекция, дополненная схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, иллюстрирующими подаваемый в лекции материал. Серия таких лекций хорошо подходит для дистанционного обучения.
5 Групповая дискуссия. Для проведения такой дискуссии все учащиеся, присутствующие на занятии, делятся на подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия.
6 Дебаты. Это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.
7 Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий методом поиска новых способов ее выполнения.
8 Дискуссией можно назвать ледование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации, сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы.
9 Имитационные игры. Они также называются «микромиры» – представляют собой «тренажеры», которые развивают системное мышление, навыки принятия решений.
10 Кейс-метод, так называемый, усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов – изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в ней и предложить решения и выбрать лучшее из них.
11 Коллективное решение творческих задач. Это такие учебные задания, которые требуют от учащихсяне простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
12 Коучинг (Тренинг). Коучинг – раскрытие потенциала учащегося с целью максимального повышения его эффективности; искусство создания среды, которая облегчает движение ученика к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение; система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в профессиональном общении.
13 Круглый стол. Один из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется следующими особенностями:
- все участники круглого стола выступают в роли пропонентов, т. е. должны
выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У пропонента две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили.
14 Методика «Дерево решений». Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора подходящего варианта решения, действия и т. п. Построение «дерева решений» – практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. На этапе предложения вариантов, и на этапе их оценки возможно использование метода мозгового штурма.
15 Метод «Мозгового штурма» – это метод, при котором принимается любойответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
16 Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки межличностного общения.
17 Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы ролей в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
18 Творческое задание является содержанием любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от ученика воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем. Например, подборка примеров, подборка материала по определенной ситуации, участие в ролевой (ситуационной) игре.
Исходя из всех перечисленных форм и методов, можно сделать вывод о том, все интерактивное обучение способствует формированию не только психологического климата в классе, но и развитию всевозможных познавательных процессов у учащихся.
Психологический климат играет важную роль для развития личности ребенка, что говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
Подготовила: педагог-психолог Государственного учреждения образования «Средняя школа № 22 г. Гомеля» Терещенко Анастасия Витальевна.