Людмила Северинова
Интерактивные дидактические игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные дидактические игры для детей дошкольного возраста
Северинова Людмила Анатольевна
ДОО детский сад №31 «Журавушка»,
музыкальный руководитель,
г. Серпухов, Московской обл.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства. На музыкальных занятиях дети овладевают навыками и умениями в разных видах музыкальной деятельности: пении, слушании музыки, музыкально- ритмической деятельности, игре на музыкальных инструментах. В последнее время эта деятельность обогатилась интерактивными технологиями.
Публикация «Интерактивные дидактические игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
ФГОС ДО предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть ИКТ и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.
ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как :
• источник обучающей информации;
• наглядное пособие;
• средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;
• средство подготовки выступлений, развлечений.
Цель применения средств ИКТ: приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
• существенно расширить ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС ДО;
• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Дидактическая игра это одна их форм воспитательно-образовательного процесса. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Дети, играя, учатся.
Содержание музыкально-дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо задачи. В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.
Задачи музыкально-дидактических игр можно свести в основном, к нескольким видам:
1. Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);
2. Различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песни или наоборот);
3. Различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав, как он звучит);
4. Различать динамику звучания, темп;
5. Различать характер музыкального произведения;
6. Различать жанры музыкальных произведений.
При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.
Структура музыкально-дидактических игр включает в себя :
- задачу,
- действие,
- правило,
- результат игры.
Выполнение дидактической задачи требует от детей определенных усилий, предъявляет требования к их умственной деятельности. Дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Я разработала с помощью ИКТ несколько развивающих интерактивных дидактических игр. Детям очень нравятся такие игры. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным. Примечательно, что гиперактивные дети становятся внимательнее и лучше усваивают материал.
Для создания интерактивных игр я использовала программу PowerPoint. Поясню технологию подготовки интерактивных развивающих презентаций. Программа Power Point позволяет устанавливать различные эффекты анимации. Одно из средств анимации – триггеры. «Триггер» (англ.) – спусковой крючок. С помощью триггеров мы можем пользоваться технологией «горячих зон», когда группы настроенных анимационных эффектов запускаются по желанию пользователя при нажатии на соответствующие объекты слайда. Триггер, как и управляющая кнопка, срабатывает при наведении курсора по щелчку левой кнопки мышки, при этом в момент наведения сам курсор меняет внешний вид на «ладошку». Причем данное действие можно применить многократно. Приведенные примеры могут служить основой для составления развивающих игр - презентаций, включающие задания на исключение лишнего, классификацию, использоваться при проверке знаний (убери лишнее, тест и др.). На занятиях групповых и индивидуальных компьютером я управляю сама, но ответы на поставленные вопросы дают дети, это может быть устный ответ, или же показ карточек с рисунками. После ответов я навожу курсор на названный объект в презентации, он приводит в действие анимацию, которая показывает правильный ответ, или нет. Чтобы было все понятно, я покажу вам несколько интерактивных игр.
«Настроение». Цель игры : определение характера музыки: спокойный, веселый, грустный. Данная игра проводится в два этапа. Первый этап это прослушивание музыки различного характера. Для усиления эмоционального восприятия, я использую красочные картинки и фотографии. В данной игре использована музыка Г. Левкодимого в моей аранжировке, которую я выполнила на синтезаторе. Второй этап – непосредственно игра. По гиперссылке я перехожу на слайд с заданием. Прослушав музыкальный фрагмент (музыка начинает звучать при нажатии на определенный объекта на слайде, дети определяют характер музыки. После этого проверяем правильность ответа, нажимая на картинки с предполагаемыми ответами (Показ презентации)
«Песня, танец, марш». Цель игры : определение жанра музыки. В данной презентации использованы музыкальные пьесы из «Детского альбома» П. И Чайковского. Это игра-тест, в которой закрепляются знания детей о жанрах музыки. Прослушав музыку, выбираем картинку с правильным ответом.
(показ презентации)
«Звукоряд». Цель игры : развитие звуковысотного слуха у детей, определение направление мелодии, определение высоты звука. Данная игра также проводится в два этапа. Первый этап – это знакомство с музыкальной лесенкой, нажимая на ступеньки лесенки, можно услышать звук определенной высоты, а также проиграть восходящие и нисходящие попевки и спеть их. А во второй части к детям прилетает веселый клоун Тема и предлагает с ним поиграть и сам озвучивает задания. (показ презентации)
Результаты музыкальной деятельности с использованием ИКТ:
• повышение качества знаний детей по специальным разделам музыкального воспитания;
• повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи, восприятия воспитанников;
• значительное повышение мотивации дошкольников к общению с музыкой.
Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм.
Требования СанПиНа:
Продолжительность использования ИКТ в НОД
для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
для детей 6-7 лет – не более 15 минут.
Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от детей, изображение должно быть чёткое.
После просмотра обязательно - гимнастика для глаз.
В содержании профессионального стандарта педагога чётко прописано, что педагог должен владеть ИКТ – компетенциями при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Демонстрируя свой опыт работы, я убеждена, что использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.