Светлана Елисеева
Конспект занятия «Интерактивное путешествие по карельском народным промыслам и ремёслам. Северные Козули»
▼ Скачать
К 100-летию Карелии в нашем детском саду был реализован проект "Путешествие по Карельским народным промыслам и ремёслам"
Данный проект воплощает традиции исконных карельских промыслов и ремесел.
Раздевальные комнаты детского сада становятся позновательно-игровыми пространствами, символизирующими собой один из промыслом или ремесел карел.
Каждая возрастная группа посещает все раздевалки-народных промыслов.
Воспитатели проводят для дошколят экскурсии.
Публикация «Конспект занятия „Интерактивное путешествие по карельском народным промыслам и ремёслам, Северные Козули“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Республика Карелия
- Темочки
В своей группе мы взяли тему "Северные Козули"
В оформлении и создании карельской кухни активное участие
принимали родители.
Цель: Знакомить с традициями карельского народа на примере изготовления поморских козуль и пряников.
Задачи: Сформировать представления о старинном карельском доме и традиционных северных угощениях на праздники.
Познакомить детей с составом теста для козуль.
Продолжать формировать историческую память через знакомство с карельскими обычаям.
2. Воспитывать доброжелательность и щедрость по отношению к гостям и хозяевам группы.
Развивать воображение и эстетический вкус. Развивать привычку ведения семейного домоводства.
3. Воспитывать уважение к труду, гордость за успехи карельского народа.
Метод. приемы:
Демонстрация наглядных пособий-предметы быта, иллюстрации
Наблюдение-показ образца, показ способов действия.
Оборудование:
Печь, сундук,специи,половики, макет хозяюшки, карельский фартук.
Демонстрационный материал: книга (Тайны Карелии)
Словарная работа.
Обогащение словаря : козули, поморы, пряности, аромат,купцы,погреб, ступка, заслонка в печке.
Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, помощь в завязывании фартука.
Ход занятия:
Воспитатель встречает гостей. Дети рассаживаться на скамейки вокруг стола.
В- Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать в нашем Карельском доме.
-Присаживайтесь на лавки.
-Посмотрите ребята, как выглядел в старину Карельский дом (Демонстрация макета дома)
-Дом отапливался печкой и в ней готовили еду. Внизу дома находился холодный погреб, где хранился урожай (Репа, мука, молоко, мясо)
-В доме всегда был хозяин и хозяюшка.
Воспитатель предлагает детям исполнить роль хозяина и хозяюшки.
Хозяин растапливает печь, а хозяюшка одевает фартук и накрывает скатерть на стол.
Воспитатель продолжает рассказ.
-В те времена в доме жила большая семья, в ней было от 7-15 детей. И всех надо было поздравить и угостить в зимние праздники. В нашем суровом краю урожай был скудный и кроме ржаной муки, овощей, ягод и соли больше ничего не было.
И вот, в преддверии празднеств наш народ создал необычное угощение из ржаной муки и соли, и назвал их - Козули.
Козули-от Карельского слова завиток, змейка.
Посмотрите, как они выглядели! (Демонстрация иллюстраций)
На что они похожи?
Ответы детей-лось, птица, барашек, тюлень,корова.
В-Верно. А тесто для козуль месил хозяин, посмотрите, как нужно месить тесто?
Дети повторяют движения имитирующие замешивания теста, остальные ребята повторяют за ним.
В-Хозяйка раскатывала тесто и лепила угощения, делала она это вместе с детьми.
-Хозяюшка, покажи, как раскатывать тесто?
Ребенок показывает движения имитирующие раскатывания теста, остальные ребята повторяют за ним.
-Козуль нужно было много, ведь их дарили на день рождения, на свадьбу и на другие праздники.
-Хранили угощения в мешках, а мешки в погребе.
Физминутка.
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем
Пряник выпекать поставим!
Сюрпризный момент:
В нашем Карельском доме храниться древняя Книга-шкатулка.
Воспитатель вносит книгу, показывает ее детям, дает возможность потрогать.
В-Через много лет в Карелию приплыли богатые торговцы, а торговали они сахаром и специями.
(Открывает книгу и на карте показывает путь торговцев)
- Людям очень понравился сахар и специи и они испекли другое угощение сладкое, пряное.
- В нашей книге-шкатулке лежит это угощения, кто знает что это? Открывайте скорее.
(Ответы детей)
В - Правильно, это пряник!
Пряники покрывали сладкой глазурью из ягод и сахара, а после расписывали.
(Показ картинок)
Кроме сахара в пряники клали специи,для придания им приятного аромата. А также для того что бы в погребе в них не завелись жучки. Пряники были не только сладким угощение, но и лечебным благодаря специям.
Сейчас я вам покажу, какие специи клали в пряник. Наверное, у вас дома тоже такие специи есть.
Воспитатель достает ступку.
В-Ребята вы знаете, что это такое?
Ответы детей.
В-Это ступка, сделана она из камня, посмотрите какая она тяжелая, такая ступка не разобьется.
-В ступке толкли и измельчали с помощью толкушки какой либо продукт.
-В первом мешочке у меня имбирь, понюхайте, как он приятно пахнет.
-Хозяюшка, возьми щепоточку имбиря и насыпь ее в ступку.
-Во втором мешочке корица, имеет сладковатый запах.
Хозяюшка насыпает корицу в ступку.
-В третьем мешочке у меня гвоздика. Посмотри какая она, похожая на палочки.
-Можно ли такие «палочки» в тесто положить? Конечно, нет!
-Для того что бы тесто получилось без палочек, нежное, мягкое нужно все специи в ступке перетереть с помощью толкушки. Посмотрите, как это делается. А теперь попробуйте сами.
-Ребята, понюхайте, как вкусно и ароматно пахнет в ступке. Вот так пахнет настоящий пряник.
-Пряниками только угощались, но и гадали на них. Каждая фигурка пряника несет определённый смысл.
-Давайте, мы с вами тоже погадаем,что ждет вас на следующий год вашей группе.
Попросим вашего воспитателя вытянуть закрытыми глазами любой пряник.
Воспитатель вытягивает пряник
-Ваша воспитательница вытянула птицу, это означает, что вашей группе весь год будут счастливые новости.
-Этот пряник я вам дарю. Храните его как оберег. До свидания!