Елена Карасева
Интеллектуальный турнир «Ничто не забыто, никто не забыт»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждении детский сад «Светлячок»
Конкурс творческих и методических разработок, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне
«Детям о Великой Победе»
Интеллектуальный турнир
«Ничто не забыто, никто не забыт»
Выполнила:
Карасева. Е. О
Воспитатель 1 –ой квалификационной категории
2015
Р. п Ветлужский
Актуальность:
Публикация «Интеллектуальный турнир „Ничто не забыто, никто не забыт“» размещена в разделах
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данной работе я обращаюсь к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.
Задачи:
- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- пробуждать интерес к прошлому нашей страны;
- познакомить с городами - героями;
- показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
Методы работы- познавательно- творческая деятельность детей
Предварительные формы работы: работа ведется по всем направлениям и охватывает все образовательные направления
Социально- коммуникативное развитие
-«Беседа о празднике Победы»
Задачи:
• Формировать понимание о том, как русские люди защищали свою Родину в годы ВОВ
• Учить называть рода войск
-Занятие «Что такое героизм»
Задачи:
• Формировать эмоционально- положительное, действенное отношение к войнам, которое выражается в желании подражать им в ловкости, смелости,в стремлении быть похожими на них
- Беседа «Памятники воинской славы»
- Беседа «Почему война называется Великая Отечествая»
Задачи:
• Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события нашего прошлого
- Занятие «Этот День победы»
Задачи:
• Учить испытывать гордость за свою страну
• Развивать речь и обогащать словарный запас детей
Дидактическая игра «Воину - солдату своё оружие»;
С – р игры: «Медсестры», «Моряки», «Летчики»
«Мы – военные».
Познавательное развитие
Просмотр презентаций
«Города Герои ВОВ»
«День Победы»
«С Днем Победы 9 мая»
«ВОВ 1941-1945»
«Вместе с дедушкой»
«9 мая- День Победы»
«Дети Герои»
«Герои ВОВ»
«Военная техника»
«Города – Герои ВОВ»
(Смотреть приложение 1)
Интерактивные игры
«Техника»
Экскурсия к памятнику Погибшим солдатам в годы ВОВ в центре поселка Ветлужский
Речевое развитие
- Занятие «9 мая – День победы»
Задачи:
• Продолжать работу над выразительностью связной речи с помощью описательного рассказа и чтения стихотворений
• Вызвать эмоциональный отклик на происходящие, активизировать детей в высказывании своих мнений
• Воспитывать патриотизм, уважение к людям, защищавшим Родину
• Закреплять умение делать поделки методом оригами
- Рассказы детей «Музей боевой техники в Нижегородском кремле», «О нижегородцах в ВОВ. Фильченков. Н. Д, Казаков. В. И, Никонов. Е. А, Чугунов. В. К, Панин. Б. В, Усилов. И. А», «Труженики тыла» (с использованием ИКТ, слайдов презентации)
- Занятие «Военные профессии»
Задачи:
• Учить называть рода войск
• Развивать навыки контекстной речи
• Учить навыкам словообразования
Чтение произведений о ВОВ: Е. Благинин «Шенель», Л. Кассиль
«Памятник советскому солдату» «Иришка-пулеметчица», «Таежный подарок» (А. Кузнецов, «Война и дети» (А. Гайдар, «Почему Армия родная» (А. Митяев, «Никто не знает, но помнят все» (Л. Кассиль).
Чтение стихотворений: «Мать-Земля» (Я. Абидов, «Навек запомни» (М. Исаковский, «Советский воин» (Т. Трутнева)
Художественно- эстетическое развитие
Прослушивание песен: «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера, «Священная война» (сл. В. Лебедева- Кумача, муз. А. Александрова, «Эх, дороги» (Л. Ошанина, муз. А. Новикова, «День победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова,»Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля)
Рисование:
1. Плакат «Мы голосуем за мир»
2. «Военная техника»
3. «Салют в честь победы»
Лепка:
1. «Мы склонились низко- низко у подножья обелиска»
Задачи:
2. «По всей России обелиски, как души рвутся из земли»
Задачи:
3. «Вертолет»
Задачи: учить замыслевать образ и воплощать его
Аппликация
1. «Отважный кораблик»
2. «Символы Победы: Вечный огонь, Георгиевская лента»
Физкультурное развитие
Подвижные игры: «Канатоходец», «Защитник» «Богатыри», «Перетягивание каната», «Мета-ние в цель», эстафеты
Пробег на территории ДОУ «Мы помним – мы гордимся
Совместная деятельность в режимных моментах
1. Беседа «Что должен знать будущий солдат»
2. Утренняя гимнастика «Мы – моряки»
3. Пальчиковая гимнастика
4. Разучивание считалки «Аты – баты, шли солдаты»
Работа с родителями
1. Оформление стенда «Слава тебе, победитель - солдат»
2. Консультация на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
3. Выставка детской литературы о Великой Отечественной войне
4. Консультация «Прочитайте детям о войне»
5. Изготовление плаката «Медали и ордена Великой Отечественной войны»
6. Оформление папки – передвижки «Наши – земляки в годы войны» (материалы о членах семей участниках Вов)
7. Участие в Митинге памяти
8. Субботник «Памяти павших», разбивка клумб, высадка цветов
Интеллектуальный турнир
«Ничто не забыто, никто не забыт»
Материал: Презентация «Что лишнее», флажки, карточки для игры «Что лишнее», картинки с ответами на загадки, разрезные картинки, сертификаты, дипломы, сладкие призы
Открытие турнира :
Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие болельщики и гости.
Сегодня мы собрались на необычный праздник – праздник ума и смекалки,
Находчивости и сообразительности.
Давайте поприветствуем участников интеллектуального турнира!
Дети заходят в зал под музыку и занимают места за столами.
Приветствие команд.
Представление жюри.
Ведущий: Ребята, послушайте правила турнира :
1. Турнир состоит из задач устных и письменных.
2. Отвечает только тот, кому дается задание.
3. Если участник затрудняется ответить на вопрос или ответил неверно, спрашиваем других ребят.
4. Если ответ готов, участник поднимает сигнал- карточку.
5. Правильный ответ засчитывается участнику баллом.
1-й тур
Ведущий:
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего,
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего.
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов- иноземцев,
А для русских ничего…
Викторина для знатоков военной истории. За каждый правильный ответ участник получает бал.
1. Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
2. Кто первым из военных встретил врага в самом начале войны? Какие рода войск?
3. Какие рода войск сражались еще на фронтах?
4. Назовите героев- нижегородцев, которые воевали во время войны. Какие подвиги они совершили?
5. Какие улицы в нашем поселке названы героями ВОВ?
6. Кто из героев ВОВ вам особенно запомнился и почему?
7. Как люди хранят память о погибших, которые отстояли наш мир?
8. Какие памятники погибшим воинам в нашем поселке вы знаете?
9. Чем награждали героев во время войны?
10. Какую боевую технику вы знаете?
11. Какие города герои вы знаете?
12. Когда началась Великая Отечественная война?
13. Почему она так называется?
14. Какая страна развязала войну?
15. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
16. Кто встал на защиту Отечества?
2-й тур
Ведущий: следующее задание у нас появится на нашем волшебном экране, перед вами 4 предмета, нужно убрать лишний предмет и объяснить свой выбор. (На экране монитора высвечиваются по четыре картинки. Презентация «Что лишнее».Приложение 2. Вместе с ведущим дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний) .
Такое задание у вас на карточках, выполните его.
За правильное выполнение – 1 балл, за правильное объяснение 1 балл.
Ведущий: Давайте почтим минутой молчанья всех тех, кто отдал жизнь на полях сражений, в концлагерях, в блокадных городах. Объявляется минута молчания.
Дети читают стихи, жюри подводит промежуточные итоги
1-й ребенок
В цветы все улицы одеты,
Смеется и ликует май!
В тот самый первый
День победы
Цветы дарили нашим дедам-
Бойцам, что мир несли в наш край!
2-й ребенок
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне!
3- й ребенок
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам-
4-й ребенок
Нашим дедам, их отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей отчизны,
В честь наших солдат.
Слово жюри
3-й тур
Ведущий: Следующий тур называется Загадки. На столе у вас картинки с отгадками.
Я загадываю загадку, а участник поднимает правильный ответ.
За каждый правильный ответ – 1 балл
1. Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница,
На посту и днем и ночью
Наш солдат-военный (летчик)
2. Брат сказал : «Не торопись!
Лучше в школе ты учись-
Будешь ты отличником-
Станешь … (пограничником)
3. Моряком ты можешь стать,
Чтобы море охранять
И служить не на земле,
А на военном (корабле)
4. Снова в бой идет машина,
С пушкой страшная махина,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом)
5. Можешь ты солдатом стать-
Плавать, ездить и летать,
А ходить тебе охота-
Ждет солдат тебя. (пехота)
6. На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда — Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов (Матрос)
7. Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте — Дружим с рацией не зря!
(Радист)
8.. Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом — ДорогА, порой минута!
(Десантник)
9. Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» — Всем «прикурить» даёт кругом.
(Танк)
10. Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)
11. Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
12. Я современный «Бог войны»,
Защитник рубежей страны.
Ведь, прежде, чем пойти на бой,
Меня пускают на «разбой».
(Артиллерия)
13. «Там, где мы, там — победа!» — Девиз наш славный, боевой.
Мы с моря на берег из века,
Бежали «каменной» стеной!
(Морская пехота)
14. У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,
Не Флоре служим мы совсем.
Стоим на страже мы страны,
Чтоб больше не было войны.
(Ракетные войска)
15. Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(Пограничник)
16. Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
(Моряки)
17. Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)
18. Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником — Станешь …
(Пограничником)
19. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)
20. Как называется подросток,
Изучающий морское дело?
(Юнга)
21. Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный …
(Летчик)
22. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
(Танкистом)
23. Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота — Ждет тебя, солдат, …
(Пехота)
24. Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
4-й тур
Ведущий: Следующий тур называется «Собери пазлы».
У вас на столах лежат картинки с военной техникой, вам нужно собрать их. За правильно собранный пазл дается 3 балла, время ограничено.
Музыкальная пауза. Ведущий: Жюри подводит итоги, дети исполнят песню «Весенний праздник жизни» (муз. М. Ножкина)
Ведущий: Вот и подошел к концу наш интеллектуальный турнир.
Жюри пришлось нелегко, но мы с нетерпением ждем результаты.
Слово предоставляется председателю жюри…
Жюри оглашает итоги.
Награждение сладкими призами и сертификатами всех участников турнира, победителям вручаются грамоты.
Звучит музыка.
Ведущий: Мы говорим вам до свидания и просим никогда не забывать тот неоценимый подвиг, который совершил наш народ за мир и счастье на Земле.
Нам за всеми памятными датами
Видится главная одна.
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война.
Отдымили старые пожарища,
Мирно распускается сирень.
Но нельзя, нельзя забыть, товарищи,
Тот светлый майский, тот победный день!
Мы в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.
Р. Гамзатов
Список используемой литературы:
1. Великой победе посвящается. Праздники в детском саду. М. 2010г.
2. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Методическое пособие для ДОУ. И. Ф Мулько. М. 2005
3. Этих дней не смолкнет слава. В. М Перевезенцева, И. В. Кузнецова, В. В. Голованкова. Дзержинск 2011
4. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Н. Г Комратова, Л. Ф
5. С чего начинается Родина. Л. А. Кондрыкинская. М. 2005
6. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С Швайко. М 2006
7. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. В. Н Волочкова, Н. В Степанова. Воронеж 2004
8. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2010
9. Журнал «Дошкольное Воспитание» №5 2006, № 5 2008, №5 2009, №5 2010
10. Интернет ресурсы : MAAM/ru
Nsportal.ru
Festeval1september.ru
Pedsovet.org