Савуя Абдуллина
Интеллектуальное и речевое развитие учащихся (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В течение нескольких лет применяется методика обучения русскому языку, осуществляемая средствами субъективизации. Если ребенок перестает быть только объектом процесса обучения, но принимает на себя и роль субъекта этого процесса, то мы получаем возможность резко повысить его интерес к лингвистике и процессу обучения в целом, улучшить орфографическую грамотность, интенсивно развивать устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень. Субъективизация обеспечивается системой интеллектуально – лингвистических упражнений, способствующих формированию и развитию логического мышления.
Публикация «Интеллектуальное и речевое развитие учащихся (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учащиеся передается часть функций учителя. Дети с высокой степенью самостоятельности определяют и формируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, принимают активное участие в составлении учебных заданий, в формулировании выводов и обобщений.
Новым элементом является то, что урок русского языка, проводимый средствами субъективизации, обычно начинается с мобилизующего этапа. Он помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме.
Так, во время изучения в6 классе темы «Буквы А – О в корнях» мобилизующий этап может быть следующим. Я на доске пишу три предложения:
Сияет свет звезды.
Ученик проверил изложение.
Путешественники обошли заросли растений.
Далее работа осуществляется таким образом.
- Прочитайте написанные предложения. Найдите в них общее. При ответе соблюдайте порядок рассуждений. (Дети рассуждают, что предложения простые, повествовательные, второстепенные члены являются определениями.)
- Выделите корни в словах, являющихся дополнениями. (звезды, изложение, заросли, растений)
- Скажите, что такое корень слова.
Тесно связанным с мобилизующим этапом часто оказывается формирование учащимися темы и цели урока. Это своего рода логико-лингвистическая задача, которую ученики решают в процессе аналитико-синтетической деятельности и оформляют в виде небольшого текст – умозаключения. На данном уроке это выглядит так.
- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих четырех слов. Объясните их написания. Установите, с написанием каких гласных и в корнях мы не знакомились и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- В слове звезды есть проверяемая безударная гласная Е в корне. Проверочное слово звёзды. В корне –лож- слова изложение пишется безударная гласная О, так как после корня нет суффикса а. С правописанием гласных О-А в корне раст-, рос- мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока: «Буква О-А в корнях раст-, рос-».
Я записываю на доске сформулированную учащимися тему урока. Класс приступает к формулированию его цели.
- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.
На интерактивной доске запись :
Цель урока: 1) познакомиться с …
2) учиться …
С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у уч-ся создается внутренняя установка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах.
Во время изучения нового учебного материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.
Готовлю исходный учебный материал, предусматриваю последовательность мыслительных операций, а на уроке направляю ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые мною практические операции и поэтапно формулируют новое правило (или определяют понятие). В нашем случае используется таблица такого типа:
раСТи
раСТение
выраЩенный выроСла
зароСли Исключения
росток
отрасль
Далее проводится рассуждение – поиск.
- Прочитайте слова, написанные в первых трех столбиках. Выделите в данных словах корень. Скажите, перед какими буквами в корне раст-, рос- пишется безударная гласная А, а перед какими – О.
- Какие слова являются исключениями?
- С формулируйте правило правописания безударных гласных О-А в корне раст-, рос- полностью.
Закрепление изученного можно построить на лексико-орфографических упражнениях нового типа: комплексных и интеллектуально-лингвистических. С помощью комплексных упражнений одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие уч-ся, и они осуществляются комплексно. Что касается интеллекта уч-ся, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития речи, внимания, памяти, мышления. При лингвистических упражнениях дети совершают несколько умственных операций (сравнение, группировка, обобщение). Например, в рассматриваемой теме можно использовать такое упражнение.
На интерактивной доске :
Р…стительный мир удивленный взгляд
Комнатные р…стения дождливая погода
Удивленный взгляд тяжелая работа
Сберегли р…сток вареный картофель
Предлагается уч-мся задание:
- Внимательно прочитайте словосочетания в левом и правом столбиках. Запишите словосочетания, которых нет в правом столбике.
- Исключите одно из них по нескольким признакам одновременно. Обоснуйте свой ответ. (Исключить надо словосочетания сберегли р…сток, так как оно состоит из глагола и существительного, остальные – из существительного и прилагательного; в корне слова росток - О, т. к. это исключение, а в корнях слов р…стительный, р…стения пишется А перед -СТ).
В качестве дополнительного можно дать такое задание:
- Найдите в данном упражнении слово, в котором все согласные звонкие.
Большое место в данной проблеме отводится развитию логического мышления уч-ся. На это работает и специфическая организация и проведение всех этапов урока, а также и систематическое использование специальных лексико-орфографических упражнениях, предполагающих работу с понятиями, установление последовательности событий, причинно-следственных связей, обобщение рассмотренных явлений.
Так, на рассматриваемом уроке вполне уместно упражнение со следующим заданием:
- Прочитайте пары предложений. Определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие. Запишите их в следующим порядке: сначала – причина, затем - следствие. При написании предложений избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу.
1) Около этого р…стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т…плоту.
2) Береза в тундре (не) может выр…сти большой. В тундре суровая з…ма.
3) Кактусы р…стут в сухом и жарком климате. Кактусы долгое время могут обх…диться без в…ды.
Проверка данного упражнения проводится по нескольким направлениям: сначала выявляется и обосновывается порядок записи предложений каждой пары; после этого проверяется орфографическая грамотность. При этом формирование орфографической зоркости сочетается с осуществлением определенных умственных операций (группировка, классификация, исключение «лишнего»). В нашем случае детям можно предложить такое задание: «Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам. Объясните их написание».
Часто одной из составляющих проверки бывает какой-либо вид грамматического разбора, проводимый в нетрадиционной форме. Например,
- Назовите слово из данного упражнения, в котором все согласные мягкие (твердые).
- Назовите слова, в которых звуков меньше (больше, чем букв.
- Назовите предложение, в котором основа состоит из одного слова.
- Подчеркните слова, в которых есть все морфемы.
Итог урока - выделение детьми того основного, о чем шла речь в отведенное учебное время. Школьники повторяют изученное правило, соблюдая условие учителя (нельзя повторять уже звучавшие на уроке примеры, коротко беседуют по воспитательной проблеме (в данном случае, например, это разнообразие и польза растений).
После проведения таких уроков можно сделать вывод о том, что реализация принципов субъективизации на уроках русского языка дает положительные результаты: резко повышается активность и осознанность действий уч-ся, существенно улучшается качество их знаний, резко интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие.