Людмила Сипина
Интеллектуальная энциклопедия «Почемучка». 2 тур «Родные просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная энциклопедия «Почемучка»
«Родные просторы»
Пояснительная записка
Данная методическая разработка была организована в рамках проекта «Мой адрес - Россия» (эколого-краеведческого направления). Интеллектуальная энциклопедия «Почемучка» для дошкольных образовательных организаций Боровичского муниципального района. Интеллектуальная энциклопедия состоит из двух туров.
1 тур прошел в заочной форме (отборочный) по теме «Мой город» (Приложение № 1). Участникам необходимо было предоставить конкурсные работы по трем номинациям:
• «Ажурное коромысло над Мстою повисло» (декоративно-прикладное творчество);
Темочки:
• «Стихотворение боровичского поэта Е. Е. Русакова» (видео, выразительное чтение предложенного стихотворения);
• «Из истории боровичского быта»» (презентация + конспект занятия воспитателя).
По итогам заочного тура были определены 5 команд дошкольных образовательных учреждений, набравшие наибольшее количество баллов для участия во 2 туре интеллектуальной энциклопедии «Почемучка». Лучшие работы были отмечены дипломами.
2 тур «Родные просторы» прошел в очной форме. Вопросы и задания содержали информацию по экологии и краеведению родного края.
Данная методическая разработка будет полезна педагогам – организатором для проведения интеллектуальных игр, воспитателям дошкольных организаций для проведения занятий, всем кто работает с детьми дошкольного возраста.
Цель: создание условий для развития самореализации учащихся в интеллектуально - развивающей деятельности.
Задачи:
1. Закрепить у детей знания по экологии Боровичского края и способствовать закреплению полученных знаний и умений.
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
3. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций.
4. Развивать логическое мышление, зрительное внимание.
Участники мероприятия: 5 команд по 5 человек в команде - дети старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций.
Форма проведения: интеллектуально – познавательная игра.
Оформление: вопросительные знаки, развешенные по залу.
Реквизиты и оборудование:
• для организации игры (протоколы для жюри, ответы для жюри, слайд-программа «Родные просторы», экран для проецирования слайдов, лазерная указка, диапроектор, ноутбук, музыкальный центр, музыкальное оформление);
• для участников (сигнальные карточки, карточки для задания №2, клей, листы А4, цветные карандаши, пазлы с правилом поведения в лесу, столы и стулья для каждой команды по количеству участников игры, ручки, карточки с заданиями).
Предварительная работа: за две недели до мероприятия руководителям команд проводится консультация по подготовке к игре, также рекомендуется командам иметь единый элемент в одежде.
Награждение: дипломы, подарки командам.
План проведения:
1. Приветствие: команд, жюри.
2. 1 раунд «У похода есть начало!»
3. 2 раунд «Ловись рыбка большая и маленькая»
4. 3 раунд «Ягодный спор»
5. Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес»
6. 4 раунд «Лес, точно терем расписной…»
7. 5 раунд «Береги природу родного края»
8. Просмотр видеоролика.
9. Подведение итогов. Награждение.
(Музыка до мероприятия)
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте участники традиционной интеллектуальной встречи «Почемучка».
Сегодня, в этом зале собрались самые умные, самые талантливые, самые сообразительные дети, те, кто победил в первом туре. Ту команду, которую приветствуем, должна встать с места и представить девиз команды (Звучит музыка - приветствие команд).
1. Приветствуем команду из детского сада № 26. Девиз команды.
Аплодисменты!
2. Приветствуем команду из детского сада № 19. Девиз команды.
Аплодисменты!
3. Приветствуем команду из детского сада № 12 "Звездочка". Девиз команды.
Аплодисменты!
4. Приветствуем команду из детского сада № 4. Девиз команды.
Аплодисменты!
5. Приветствуем команду из детского сада № 6. Девиз команды.
Аплодисменты!
Во втором туре игры мы с вами отправимся в поход по самому красивому, волшебному Боровичскому краю и называется наш тур «Родные просторы».
Чтобы правильно идти по маршруту, что необходимо иметь? (ответы детей) Поможет нам необычная карта.
Ведущий: Я хочу представить вам еще одну команду, которая справедливо и объективно будет оценивать ваши знания – это наши инструктора (приветствие жюри под музыку).
Как всем известно, у похода есть начало. Перед тем как мы отправимся в поход, надо собрать все необходимые принадлежности.
1 раунд «У похода есть начало!»
Задание. На вашим столах лежат карточки с заданиями. Вам необходимо обвезти, те вещи, которые вы возьмете с собой в поход. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на выполнение задания 3 минуты. Время пошло.
Время вышло. Капитаны сдают карточки жюри.
Ведущий: А теперь давайте проверим ваши ответы!
Как ответила команда детского сада № ?Правильный ответ (Аптечка, бутерброд, компас, рюкзак, велосипед, нож, бутылка с водой)
Ведущий: А сейчас мы узнаем, какие оценки вы получили за это задание! Слово предоставляется нашим инструкторам.
Мы начинаем наше путешествие.
(музыка)
Боровичский край удивительно красив и живописен. Это и наш старинный город Боровичи, и красавица Мста, и голубые озёра и реки, где водится много разной рыбы. Первая остановка д. Передки.
2 раунд «Ловись рыбка большая и маленькая»
Задание. На вашим столах лежат карточки с заданиями. С левой стороны изображены рыбы, а справой стороны тени рыб. Необходимо соединить стрелками каждую рыбку с ее тенью. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на выполнение задания 3 минуты. Время пошло.
Время вышло. Капитаны сдают карточки жюри.
Ведущий: А теперь давайте проверим ваши ответы! За каждой тенью спряталась буква. Правильно указав стрелками к каким рыбкам относиться каждая тень, мы узнаем название малой реки с водопадами Боровичского края.
Какая тень подходит к первой рыбке?
Как ответила команда детского сада №?
Правильный ответ (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-3)
Название какой реки у нас получилось? (Чалпа)
Небольшая речка Чалпа проворно бежит по глубокому каньону, на берегах раскинулись ива и ольха. Водопад на реке Чалпе является одним из наиболее крупных и красивейших памятников природы. Природа создала здесь два водопада в разных плоскостях.
Ведущий: А сейчас мы узнаем, какие оценки вы получили за это задание! Слово предоставляется нашим гостям.
А мы продолжаем наше путешествие.
Следующая остановка д. Тухун. Тухунское болото - крупнейшее в Боровичском крае, где множество видов ягод.
3 раунд «Ягодный спор»
Задание. На ваших столах лежат карточки с цифрами 1 и 2. Я буду читать вопросы и варианты ответа, вы должны в течение 30секунд подумать, посоветоваться с командой и поднять карточку с правильной цифрой ответа.
Вопрос №1. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, и увидишь – она вся покрыта маленькими кустарничками. Они окрашивают поляну в голубой цвет. 1. МОРОШКА – 2. ГОЛУБИКА.
Вопрос №2. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. 1. ЗЕМЛЯНИКА – 2. ЧЕРНИКА.
Вопрос №3. Эта ягода и листочки до весны сберегает, что это за ягода?1. МАЛИНА – 2. БРУСНИКА
Вопрос №4. Эта ягода растет на колючем кусте. Но чай заваренный с ней – ароматный, густой, вкусный и очень полезный для здоровья. 1. ШИПОВНИК –2. КРЫЖОВНИК.
Вопрос №5. Эта темно-красная ягода с сочной мякотью растет на болоте. Созревает в сентябре – октябре. Ее ягоды оказывают жаропонижающее, антибактериальное действие. 1. КЛЮКВА – 2. БРУСНИКА.
Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы мы проверим ваши ответы.
Первый вопрос …
Как ответила команда детского сада № ?
Правильный ответ (1-2, 2-1, 3-2, 4-1, 5-1)
Ведущий: А сейчас мы узнаем, какие оценки вы получили за это задание! Слово предоставляется нашим гостям.
А мы продолжаем наш поход.
Чтобы нам попасть на следующую остановку, мы должны зайти в смешанный лес.
Предлагаю всем встать и выполнить задания под мои слова.
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста.
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели.
И тихонечко все сели.
Остановка смешанный лес. Солнечные сосновые боры, дремучие еловые, разноцветные смешанные леса, раздольные луга и поля разбросаны по берегам многочисленных озер, рек Боровичского края.
4 раунд «Лес, точно терем расписной…»
Задание. На вашим столах лежат карточки с заданиями и цветные карандаши. Сверху первое задание. Вам необходимо сосчитать, сколько листьев изображено на рисунке, и записать цифру в клетку с правой стороны. За правильный ответ этого задания 1 балл. Во втором задании вам необходимо соединить определенным цветом деревья с их листочками и семенами. Давайте разберем на примере. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на выполнение задания 4 минуты. Время пошло.
Время вышло. Капитаны сдают карточки жюри.
Ведущий: А теперь давайте проверим ваши ответы!
Как ответила команда детского сада №. ?На первое задание правильный ответ (7)
Проверяем вторую часть (береза - семена, веточка и лист; ель – веточка и плод, где живут семена; сосна - сосновая веточка и плод, где живут семена; дуб – желудь, лист и веточка с желудями; рябина - веточка с плодами, ягоды и веточка с листьями)
Ведущий: А сейчас мы узнаем, какие оценки вы получили за это задание! Слово предоставляется инструкторам.
Идем дальше!
Родной край самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, загадочная и щедрая. Поэтому нужно бережно относиться к природе, надо защищать и оберегать ее. Остановка с. Опеченский посад. В с. Опеченский Посад находится особо природоохранная территория «Горная Мста» именно здесь ежегодно весной останавливаются тысячи туристов. Основная заповедь любого туриста – беречь природу.
5 раунд «Береги природу родного края»
Задание. На вашим столах лежат пазлы на котором изображено правило поведения в природе и белый лист. Вам необходимо правильно собрать пазлы и приклеить его на лист. Время на выполнение задания 3 минуты. Время пошло.
Время вышло. Капитаны сдают пазлы жюри.
Ведущий: А теперь давайте проверим ваши ответы!
Что обозначает знак, который вам был предложен в задании?
Команда детского сада №? Правильный ответ (Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живо. Не разводите костер вблизи деревьев и кустов)
Беречь природу родного края – значит относиться к ней ответственно: заботиться о животных и птицах, ухаживать за деревьями и растениями, сохранять чистоту природы. Природа - это самое прекрасное, что у нас есть.
А сейчас давайте посмотрим видеоролик с самыми прекрасными уголками природы Боровичского края. Предлагаем вашему вниманию видеозапись победителей фотоконкурса «В гармонии с природой». Видеофильм создан из личных фотографий участников конкурса.
ВИДЕО
А сейчас пришло время узнать, кто же среди вас оказался самой интеллектуальной и эрудированной командой. Слово предоставляется нашим уважаемым инструкторам. (Подведение итогов, награждение - музыка).
Ведущий: Давайте ещё раз подарим дружные аплодисменты нашим эрудитам, ведь они доказали, что обладают разносторонними знаниями, умеют мыслить и фантазировать (финал мероприятия музыка)
На этом мы с вами прощаемся. До свидания! До новых встреч!