Сидоренко Татьяна Алексеевна
Лэпбук как инновационная технология в условиях реализации НОО
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект- карта или лэпбук как инновационные технологии в условиях реализации ГОС НОО
К главным характеристикам выпускника образовательного учреждения относят его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности учащегося.
Публикация «Лэпбук как инновационная технология в условиях реализации НОО» размещена в разделах
Усовершенствование традиционных форм обучения и поиск новых форм, методов, средств, адекватных целям развития участников образовательного процесса, является актуальной проблемой для учителя. Каждый урок требует тщательной подготовки.
Дидактика долгое время, основываясь на пассивных методах запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, обуславливало формирование преимущественно репродуктивного способа мышления.
Поиск новых способов обучения ведет к тому, что образовательный процесс сосредоточен на личности, которая поставлена перед необходимостью решения конкретных проблем в социуме, не должна ограничиваться лишь воспроизведением готовой информации, а творчески преобразовывать информацию в окружающей действительности.
Исследования свидетельствуют о том, что взрослея, человек теряет свои творческие способности, и решить проблему развития творческих способностей непросто, но при определенных условиях – возможно.
В поисках новых форм взаимодействия, средств обучения, способствующих познавательному и творческому развитию, мы обратили внимание на папку – лэпбук.
«Лэпбук» (Lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «накопленная книга». Лэпбук – книга, которую педагог собирает, склеивает отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, а также украшения. Особых ограничений в оформлении не выявлено, но все же следует помнить о назначении данной книги на уроке, поэтому оформление не должно отвлекать учащихся.
В зависимости от формы лэпбуки бывают в виде стандартной книжки с двумя, тремя разворотами, книжка-гармошка, фигурной папки. Материал на лэпбуке оформляется как стандартные кармашки; обычные фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чистые листы для заметок. Все зависит от фантазии педагога.
Чтобы сделать лэпбук своими руками, необходимы картон-основа (картонная папка, лист плотной бумаги формата А3, листы ДВП или ДСП); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей, скотч, двусторонний скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.).
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что чаще всего такие папки применяют в ДОО или в начальном образовании. Ведь это оптимальный и вместе с тем креативный способ для выполнения для выполнения исследовательских, творческих работ.
В процессе которых ребенок самостоятельно изучает, анализирует и систематизирует материал. Такая папка позволяет привлечь родителей к совместной деятельности со своим ребенком. Кроме того, лэпбук применяют в проектной деятельности.
Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать тематическую информацию. Таким образом, на начальной ступени он является эффективным средством обучения.
У лэпбуков есть несколько явных преимуществ:
• это оригинальная форма организации учебного материала, отли-чающаяся от ставших уже традиционными коллажей, опорных конспектов;
• лэпбук дает возможность задействовать сразу несколько органов чувств – зрение, тактильные ощущения;
• это творческий результат индивидуальной или групповой работы обучающихся;
• самостоятельный процесс создания лэпбуков дает возможность самостоятельно найти творческое решение и повторить материал, узнать новую информация в ненавязчивой форме;
• лэпбук можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности, например, при выполнение проектной деятельности.
Таким образом, целесообразным использовать лэпбуки в процессе обучения можно практически на каждом уроке, развернув определенную тему. Информация лучше всего запоминается тогда, когда она эмоционально окрашена. Такая папка имеет явное преимущество.
Разработка учебно-наглядного пособия:
Лэпбук «Великая Отечественная Война»
Категория участников: дети начальной школ (7-10 лет).
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников- гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
Познакомить с историческими фактами военных лет;
Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников;
Создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;
Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
Воспитывать будущих защитников Отечества;
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
Проводить обмен опытом по этой проблеме;
Использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
Пояснительная записка:
Лэпбук «Детям о Великой Отечественной войне» – это продукт исследовательской деятельности с детьми по формированию представлений о ВОВ.
В доступной для детей форме лэпбук дает представления о Великой Отечественной войне, ее событиях, героических подвигах русского народа.
Знакомит учеников с хроникой событий войны 1945 года, с жизнью в военные годы, с тем как чтут и помнят в наше время героев великой победы.
В наш лэпбук мы постарались включить то, что просто необходимо знать детям из истории Великой Отечественной войны. Кроме занимательной информации, с которой можно знакомить детей во время образовательной деятельности, в него включены элементы и для самостоятельной деятельности, и для творческого развития детей.
В лэпбук включен перечень следующих развивающих элементов:
1. Папка «Детям о Великой Отечественной войне» – познакомить детей с рассказом о Великой Отечественной войне. Рассказ написан в доступной для детей дошкольного возраста форме. В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.
2. Мини-книжка «Стихи о войне для детей» – задание на развитие речи.
3. Кармашек «Награды» – познакомить детей с самыми известными наградами, присуждаемыми во время Отечественной войны. В кармашке представлены изображения и описание наград.
4. Кармашек «Личные вещи солдата» – познакомить детей с военной формой времен ВОВ и личными принадлежностями солдат с подробным описанием.
5. Кармашек «Города-герои» – познакомить детей с городами-героями нашей Родины. Здесь находятся карточки с названиями городов-героев и описанием тех событий, в честь которых эти города удостоены звания – героев.
7. Кармашек «Военные символы» – познакомить детей с военными символами. Кармашек содержит карточки с названиями военной символики СССР и фашистской Германии.
8. Карта Военных действий – визуализация событий, происходивших во время Второй мировой войны. Показать и рассказать детям, как наступали фашисты на Советский Союз и как отразили атаку Советская армия и союзные войска.
9. Конверт «Военная техника» – Расширять представление детей о военной техники. Кармашек содержит карточки фотографий военной техники с подробным описанием.
10. Кармашек «Дети Герои» – на примерах подвигов героев-школьников рассказать детям о войне с фашизмом, воспитывать уважения и благодарность к людям, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной Войны
11. Дидактическое упражнение «Продолжи пословицу» - развитие речи, памяти. На откидных листочках представлены пословицы о войне, на первой половине начало пословицы, на второй половине ее продолжение.
12. Дидактическая игра «Отгадай военную профессию» - закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
13. Конверт «Военные агитационные плакаты с комментариями».С помощью этих картин можно составлять небольшие описательные рассказы, рассказы-рассуждения.
Результативность: Лэпбук помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденную тему. Можно использовать на уроках гражданственности, воспитательных мероприятиях, во внеурочной деятельности.
Лэпбук активизирует у детей интерес к познавательной деятельности, появляется возможность проявить себя каждому ребенку!
Помогает лучше понять и запомнить информацию, а также позволяет сохранить собранный материал.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о Великой Отечественной войне, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о войне, знают города герои и рассказы о подвигах детей во время войны.