Роза Семенова
Интегрированное занятие «Эх, зимушка-зима» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе
Тема: «Эх,зимушка-зима»
Программное содержание: расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь.
Словарная работа: ветродуй, лютовит, снегопад, пейзаж.
Публикация «Интегрированное занятие „Эх, зимушка-зима“ (старшая группа)» размещена в разделах
Материалы к занятию : иллюминации с изображением зимы, музыка П. И. Чайковского «Времена года», плоскостные фигуры «Времена года», большой фланелеграф, рисунки снежинок, модель снежинки.
Ход занятия
1. Определение цели занятия, его темы.
Послушайте загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.
Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотистых,
Много серебра.
Рукавичкою взмахнула –
Раз! Куда бы ни взглянула,
Застлан бел ковёр…
Новый взмах и речка стала,
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
Кверху руку поднимает –
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.
- О каком времени года загадка? Как вы догадались?
2. Рассматривание фотографий, чтение стихов о зиме.
- Какое время года на фотографиях?
- Послушайте, какие стихи о зиме вам прочитают …., а вы закройте глаза и попробуйте представить картину, которая описывается в стихотворении.
а) С. Дрожжин
Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет,
А против мёрзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая берёза.
б) С. Есенин
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалась сосна.
3. Отгадывание загадок о зимних явлениях.
- Некоторые дети приготовили сюрприз. Отгадайте загадки о том, что может быть зимой.
а) Рыбам зиму жить тепло :
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
б) Лежало одеяло, лёгкое белое.
Солнце напекло – одеяло утекло. (Снег)
в) Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
4. Физминутка.
а) Под музыку П. И. Чайковского ловят снежинки на ладошки и сдувают, пока они не растаяли.
б) Прошёл целый снегопад! Много снегу намело. Давайте поиграем в снежинки. Дети имитируют движения лепки снежка и его броска.
5. Рассказ о снежинке.
- Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой. (Рассматривают рисунки снежинок.)
- На что похожи снежинки?
-Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко – высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными … (снежинками). Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар.
- Во что превращается этот пар осенью, весной, летом? (в капли дождя)
- А зимой? (в снежинки)
-Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики и снежинки превращаются в снежную пыль. Когда нет мороза, падая на землю, снежинки летят друг к другу и образуют хлопья.
- Как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?
- Он хрустит от того, что под тяжестью наших ног ломаются звёздочки и лучи снежинок.
- Посмотрите, какая форма у льдинок.
- Составьте из них снежинку.
- Сосчитайте сколько у неё лучиков? (6) А может ли их быть 5 или 7?
6. Рассматривание веточки.
- Куда не посмотришь зимой, всё вокруг бело.
- Как вы думаете, умирает ли жизнь в природе зимой?
- Конечно же нет. Снег, словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа не погибает, просто засыпает.
Тютчев.
Чародейкою зимою, околдован лес стоит
И под снежной бахромою, неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И, стоит он околдован
Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
- Это можно увидеть на примере растений. Давайте эту спящую веточку поставим в воду в нашей группе и понаблюдаем, что с ней произойдёт через несколько дней.
7. Знакомство с зимними месяцами.
- Долго длится зима, больше трёх месяцев. Мудрый народ дал каждому месяцу своё определение.
а) В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
б) Январь – лютовит.
в) Февраль – ветродуй, вьюговит.
(Воспитатель с детьми обсуждает подчёркнутые слова.)
8. Словообразование.
а) Мы говорим с вами сегодня о зиме, а зимой много снега. Давайте назовё м разные явления природы и предметы со словом снежный:
…. день …. буря …. постройки
…. завал …. баба …. облако
б) Со словом зимним:
…. сказка …. солнце …. шапки
…. месяцы …. каникулы …. пейзаж
9. Выполнение коллективной аппликации «Зимний лес».
- Наступила зима, а в нашем сказочном лесу всё ещё осень. Как сделать, чтобы зима пришла в этот лес?
(На ватмане изображена осень. Дети коллективно вносят изменения,
добавляя признаки зимы.)
10. Итог
- О чём говорили? Какие зимние месяцы запомнили?