Ирина Ваганова
Интегрированное занятие в старшей группе «Закружилась листва золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к эстетической стороне действительности, воспитание эмоционального отношения к живописи, музыке, танцу, искусству слова.
Задачи:
1. Расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки подбирать средства для звукоподражания явлениям природы (шелест листьев, капли дождя, шум ветра, используя музыкальные инструменты и возможности своего тела.
2. Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Закружилась листва золотая“» размещена в разделах
3. Поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении творческих замыслов.
4. Побуждать детей экспериментировать с цветом, передавая настроение осенней природы.
Изобразительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», осенние пейзажи художников.
Музыка: А. Вивальди концерт «Осень», Г. Свиридов «Весна, осень», З. Роот «Ах, какая осень!», С. Прокофьев «Фея осени» из балета «Золушка», Ф. Шопен прелюдия ми минор, Н. Луконина «Хоровод овощей», П. Чайковский «Осенняя песня», Н. Рыбников «Отворите волшебные двери».
Художественное слово: стихи Ф. Тютчева, Д. Кедрина, С. Есенина, И. Бунина.
Атрибуты: костюм Осени, бумажные силуэты листьев, музыкальные инструменты, большая палитра из картона или пенопласта с кусочками двухстороннего скотча для прикрепления листьев.
Оборудование: столы для рисования, стаканы с водой, кисти, краски, палитры, салфетки.
Ход занятия
Под музыку А. Вивальди (концерт «Осень» 2ч.) дети входят в зал, встают в круг.
Муз. рук. :
Скинуло кафтан зеленый лето, отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета, по лесам с метелкою прошлась.
И вошла заботливой хозяйкой в снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке- русская румяная зима!
За окном мороз, но мы попросим: «Возвращайся, осень, хоть на время»
А пока торопится к нам осень, мы гостей улыбками согреем.
Осень вернется к нам, если мы отгадаем музыкальную загадку, в которой она рассказывает о себе. Послушаем?
Звучит муз. Г. Свиридова «Весна, осень».
- Что о себе рассказала осень? (Ответы детей, входит Осень.)
Осень (в роли осени воспитатель) : Здравствуйте, ребята! Вы отгадали мою загадку, а найдёте ли вы картину, в которой звучит эта светлая музыка? (Дети показывают.) Кто знает автора этой картины? (Ответы детей.) Как бы вы назвали ее? (Ответы детей.) А художник назвал свое произведение «Золотая осень». Как вы думаете, тепло или холодно в роще? (Ответы детей.) Как художнику удалось передать тепло осеннего дня, какими красками? (Ответы детей.) Картины рисуют не только художники, но и поэты. Ребята, прочти мне свое стихотворение.
Ребенок : Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
Осень: А какую картины выбрали вы ребята. Что вам в ней понравилось?
Ответ детей: Все это можно выразить поэтическим словом.
Ребенок декламирует:
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера.
(Ф. Тютчев)
Муз. рук. : Да, осень прекрасна как песня, которую мы сейчас споем. Вставайте в хоровод вокруг Осени, ребята.
Исполняется песня «Ах, какая осень!» (муз. и сл. З. Роот).
Осень: Спасибо, ребята, за красивую песню, но я не всегда бываю такой! Слышите?
Звучит фрагмент из балета «Золушка» – «Фея осени».
- Кто найдет картину, которую рисует эта музыка? Дети находят. А какие в ней краски? (Ответы детей.)
Муз. рук. : Что мы услышим, если войдем в эту картину? ( Дети отвечают: шум дождя, вой ветра, шелест листьев.) А как сделать, чтобы и наши гости услышали осенние звуки: и капли дождя, и шелест листьев, и шум ветра… ( Дети отвечают: с помощью музыкальных инструментов, своего тела.)
Дети разбирают музыкальные инструменты, звучит прелюдия ми минор Ф. Шопена.
Мелкий дождик моросит кап, кап, кап, кап,
В листьях сада шелестит кап, кап, кап, кап,
Мокнет мяч у ворот кап, кап, кап, кап,
Мокнет поле, огород кап, кап, кап…
Что-то шепчут листья- подойдем и спросим.
Листья отвечают : «Осень, осень, осень…»
И сползают тучи, птиц куда-то прячут.
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут…
Осень:
Дождь прошел и снова солнце (так бывает в сентябре)
Осветило вдруг предметы на обеденном столе:
Чайник, вазочку с цветами, спелых яблок поздний сорт.
И сказал художник: «Славный получился натюрморт».
- Есть ли в нашем зале натюрморт? (Дети находят.) Что в натюрморте? Фрукты. Какие они? (Ответы детей.) А если мы войдем в этот натюрморт, какие запахи мы почувствуем?
Муз. рук. :
Фрукты, овощи созрели, осень, ты всегда щедра.
Встанем в хоровод, ребята, урожай собрать пора.
Исполняется «Хоровод овощей» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой
Муз. рук. : Оказывается, Осень рассказывает о себе и звуками, и запахами, и красками, надо только постараться все это увидеть, услышать и почувствовать. А вот эти листья молчат…
Осень: Наверное, их припорошило снегом, а так хочется теплых осенних красок… Сможем мы вернуть их красоту? (Дети отвечают, проходят за столы и рисуют красками.)
Муз. рук. : И, конечно, помогать нам будет волшебная музыка П. И. Чайковского.
Звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года».
Осень: Давайте сложим ковер из осенних листьев и полюбуемся на него. (Дети выкладывают осеннюю композицию из листьев на полу.)
Муз. рук. :
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.
Звучит музыка Н. Рыбникова «Отворите волшебные двери». Дети исполняют танец-импровизацию с осенними листьями.
Осень: Пришла пора прощаться, а чтобы запомнилась наша встреча, давайте оставим теплые краски осени на этой палитре.
Дети выкладывают композицию из осенних листьев на палитре и уходят в группу.