Людмила Земцова
Интегрированное занятие «Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что нужно для роста и развития растений? Cтроение растений».
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, к размышлению.
Задачи:
Образовательные: Дать представление о значении растений, показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растении. Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
Публикация «Интегрированное занятие „Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к растительному миру, быть внимательными и заботливыми к окружающей природе.
Оборудование: Картинка с летним пейзажем; набор картинок: дерево, куст, цветущее травянистое растение, факторы неживой природы, необходимые для их роста и жизни (солнце, земля, вода, воздух).
Комнатные растения, луковица с корнями в прозрачной баночке с водой.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, вы приготовились к занятиям? Вам светло в группе?
Дети: Да.
Воспитатель: А откуда этот цвет?
Дети: С улицы, от солнышка.
Воспитатель: Да, солнце светит и от него светло. Но оно не только светит, но еще и греет. От солнышка и светло и тепло. А знаете ли вы, в какое время года солнце светит дольше и греет жарче?
Дети: Весной, летом.
Воспитатель: Я вам загадаю загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь созревает, когда это бывает»? (С. Я. Маршак).
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, отгадали. Посмотрите на эту картинку. Какое время года изображено на ней? А почему вы думаете, что на картинке изображено лето?
Дети: Потому что деревья зеленые и ярко светит солнце.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно решили, что на картинке изображено лето. И все-таки, почему, как вы думаете, летом таки хорошо растут растения? На картинке их много, они пышные, зеленые, цветущие.
Ответы детей.
Воспитатель: Да летом подолгу светит солнце – световой день длинный. А чтобы растения хорошо росли, им нужны свет и тепло. Сейчас мы с вами на доске поместим дерево, куст и цветущую траву. Покажем с вами, что же надо, чтобы все эти растения хорошо росли.
Дети: Свет, тепло, солнце.
Воспитатель: Поместим картинку солнышко. Это оно дает растениям свет и тепло. А что еще нужно, чтобы растения росли?
Дети: Вода, земля.
Воспитатель: Правильно. Вы видите, какие корни у этих растений (на картинке). Где они растут?
Дети: В земле.
Воспитатель: Корни растут в земле, и на нашей картинке мы поместим полоску черной «земли» так, чтобы она закрывала корни растений. Свет и тепло (показать на солнышко, питательная земля (показать на черную полоску) есть. Все?
Дети: Нет. Нужна вода.
Воспитатель: Вы считаете, что вода нужна растениям? Откуда берут воду растения: в лесу, в поле?
Дети: Из речки.
Воспитатель: Я вам помогу ответить на этот вопрос и загадаю загадку: «Зимой лежал, а весной в речку побежал». О том, что это снег тает, вы догадались. А знаете ли вы, что эта вода от тающего снега уходит в землю и ее потом растения (дать детям возможность договорить, досказать за воспитателя). Растения в лесу, в поле берут воду из речек, ручейков. А вот еще одна загадка: «Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются». Что это?
Дети: Дождик.
Воспитатель: Правильно. Вот, оказывается, откуда берется вода для растений. На нашей доске мы покажем, что растениям для роста нужна вода (пригласить ребенка помочь разместить рисунки). Мы поместим здесь дождевую тучку и ручеек.
А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка
Вырос высокий цветок на поляне Показать цветок (сжатые кулачки)
Утром весенним раскрыл лепестки Развести пальцы рук
Всем лепесткам красоту и питание Движение пальцами вместе - врозь
Дружно дают под землей корешки Ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести
Воспитатель: Отдохнули, и я предлагаю вам поиграть. Встаньте возле своих стульчиков, помашите ладошкой перед собой. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Скажите, вы дышите? А чем вы дышите? Подышите глубоко, вот так: вдохните с закрытым ртом, а выдохните – с открытым. Поставьте ладошку перед ртом. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Правильно, ветер бывает, если есть воздух. Вокруг нас везде воздух. Только мы его не видим. Воздухом мы дышим (здесь можно предложить детям задержать дыхание, чтобы они убедились в необходимости воздуха). Он нам нужен и нужен растениям, чтобы они росли. Они тоже дышат, только мы этого не видим. Мы с вами никак не нарисовали воздух. Ведь его не видно. Но запомним, что растениям нужен воздух, чтобы они дышали и росли.
Теперь давайте с вами обо всем, что нужно растениям для их жизни и роста, рассказать и показать знаками.
Воспитатель сам показывает карточки с условными обозначениями внешних факторов среды и вместе с детьми разбирает о чем, рассказывает каждая из них. Например, предложить детям выйти, выбрать одну из карточек и объяснить, что она обозначает (карточка с черной полоской внизу – обозначает, что растениям нужна земля, карточка с голубой полоской – вода, карточка с солнышком – свет и тепло).
Итак, для роста растений нужны – земля, вода, свет и тепло. Но у меня осталась еще одна карточка. Правда, она совсем пустая. Чтобы это могло значить?
Дети пытаются предположить.
Воспитатель: Вы правильно рассуждаете, и пустая карточка обозначает, что растениям нужен воздух. А теперь смотрите на карточки и расскажите обо всех условиях, которые нужны для их жизни и роста: вода, свет, тепло, земля и воздух.
Если растениям не будет хватать воды, что с ними произойдет). А если недостаточно света).
Если мало питательно земли).
А в мороз, что может произойти с растением).
Следующую задачу: выяснение способов удовлетворения потребностей комнатных растений в указанных факторах можно решить, как с помощью индивидуального задания детям (в работе с карточным материалом, так и с помощью демонстрационного материала (карточка с изображением растений, в том числе и комнатного, в свободные клеточки, которой дети раскладывают маленькие карточки с условными обозначениями потребностей растений).
Далее дети могут установить соответствующие этим факторам способы их удовлетворения – действия человека, направленные на их удовлетворения.
Для этого дети рассматривают и выкладывают в нужном порядке карточки с изображениями: комнатное растение на подоконнике – комнатные растения ставят в теплой комнате, ближе к свету, потому что им нужен свет и тепло; горшок с землей и наполненная ложка – растения сажают в землю, их подкармливают, потому что им нужна питательная земля; лейка с водой – растения поливают водой; палочка для рыхления – землю рыхлят, чтобы корням и листьям было больше воздуха.
Лучше, чтобы были изображены действия. Ребенок поливает, подкармливает, рыхлит, обмывает, ставит растение к свету.
Воспитатель: Мы так много говорим о растениях, а знаете ли вы все его части? Сейчас вы будете называть их, а я буду выкладывать на доске.
По мере того, как дети называют части растения, воспитатель выкладывает их, чтобы получилось целое растение.
Воспитатель: Вот и получилось у нас растение (например, земляника). Что это за растение? По листьям и цветку мы узнали, что это земляника. У растения еще бывают плоды с семенами. Где у земляники могут быть семена? Оказывается в ягоде. Вот теперь все части растения есть (показывает на доску): корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами – у земляники, это ягода, в которой прячутся семена.
А как вы думаете, зачем растениям корни? (чтобы водичку пить).
Воспитатель: Правильно. А еще для чего?
Дети пытаются найти ответ.
Если дети затрудняются, то воспитатель рассказывает, что корни удерживают растение в земле. Вы знаете, какими высокими бывают растения, и без корней они просто упали бы. Корни всасывают (берут) воду и питание из земли и дальше, по стебельку вверх вода и питание поднимаются к листьям, цветам и плодам. Растение начинает расти.
А что делают листья растений? (Ответы детей).
Воспитатель: Листья ловят, принимают свет, тянутся к нему. На свету они зеленые, красивые.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как пьют корешки воду. Для того показать луковицу с корешками, которая находится в банке с водой. На банке метка (полоска, которая отмечает, сколько воды налито сейчас. А рядом поставить такую же баночку, в которой столько же воды налито, но в ней нет луковицы (эта банка должна быть закрыта крышкой, чтобы вода не испарялась). Мы будем наблюдать, изменится что-нибудь или нет.
Воспитатель: А вот растение стоит у нас на окне, все ли листочки повернуты к свету?
Дети: Да.
Воспитатель: Может, так всегда и было? Мы попробуем проверить: повернем растение так, чтобы листочки смотрели в сторону комнаты (прикрепим ленточку на горшок). Кто будет внимательно наблюдать за луковицей, за баночкой с водой, где луковица и де нет ее, и за комнатным растением, то обязательно заметит, какие-нибудь изменения и сможет рассказать всем, что заменил.
До следующего занятия провести все основные элементы ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, подкормка, мытье растений). Уточнить с детьми: назначение совершаемых действий по уходу за растениями, необходимых для их жизнедеятельности. Обсудить с детьми изменения, происходящие с экспериментальными объектами.