Дудина Марина Александровна
Интегрированное занятие «Поможем Зимушке-зиме» по нетрадиционному рисованию c помощью капустного листа
Цель: обогащать представление детей о зимней природе средствами интеграции образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация.
Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.
Программные задачи:
1. Обучающая:
- Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие деревьев;
- Помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы;
Публикация «Интегрированное занятие „Поможем Зимушке-зиме“ по нетрадиционному рисованию c помощью капустного листа» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Капуста. Все о капусте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
-Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге и наносить оттиск на бумагу;
-Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.
2. Развивающая:
-Развивать творческую индивидуальность, помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
3. Воспитательная:
- воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, поэзию.
- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
-Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Техника: рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимы, гуашь белого цвета; тонированные голубые листы бумаги (А4, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, листы пекинской капусты, ИКТ (показ картины Грабаря И. Э. «Роскошный иней, снежинки-фишки, сундучок стремя замками (замочные скважины треугольной, квадратной и круглой формы, три ключика к замкам; волшебная кисть зимы, три конверта с разрезными картинками
Обогащение и активизация словаря:
Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей; натюрморт, пейзаж, портрет.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на прогулке; чтение художественных произведений.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, идя к вам сегодня в детский сад на занятие, я встретила по дороге почтальона, почтальон дал мне письмо. Это письмо прислала Зимушка-зима. Давайте прочитаем его:
«Дорогие ребята, у меня приключилась беда. Хотела я своей волшебной кисточкой раскрасить лес зимними узорами, но баба Яга украла мою кисточку и закрыла её в сундучок на три больших замка. Стоит теперь лес без снега, все кругом замерзает: и деревья, и земля, и кусты. А небо над лесом хмурое, серое. Помогите мне найти ключи, чтобы открыть сундучок и вернуть лесу его зимние краски.
Воспитатель:
- ребята, Зимушка - зима просит вас помочь ей расколдовать сундучок, найти ключи, но для этого вы должны выполнить 3 задания. Готовы, помочь зиме? (ответы детей)
Воспитатель:
- чтобы вернуть первый ключик, вы должны ответить на вопросы:
Игра «Назови месяцы зимы»
Картинки месяцев зимы.
Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете! (Декабрь, январь, февраль).
Верно, сколько их всего? (три,
Первый месяц зимы какой? (декабрь,
Второй? (январь,
Третий? (февраль). Какие вы молодцы
Воспитатель:
- ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни были хмурыми и бессолнечными.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, и именно в это время выпадает больше всего снега.
Игра «Кто больше слов придумает».
- Дети, без чего не бывает зимы? (без снега, без санок, без лыж, без коньков, безо льда, без снегопадов, без метелей, без вьюг, без снеговиков, без снежинок и т. д.)
- Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!
Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку. (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т. д)
Физкультминутка. «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем, совсем не сладкий (машут указательным пальцем)
Раз – подбросим, (подбросить, посмотреть вверх)
Два – поймаем. (ловят, приседают)
Три – уроним (встают, роняют)
И… сломаем! (топают)
Воспитатель: Посмотрите, вот первый ключик.
Воспитатель: Чтобы получить второй ключик, нужно выполнить следующее задание «Собери картину».
В наш музей изобразительных искусств поступили (поврежденные) картины. Их нужно реставрировать.
Проходите в нашу мастерскую.
У каждого из вас есть эмблема. Подойдите к столу, на котором эмблема такого же цвета, как у вас. Найдите свое рабочее место. Соберите распавшуюся картину и скажите, что на ней изображено? (к какому жанру относится ваша картина)
Дети самостоятельно делятся по цвету эмблем.
Затем собирают картины и обьясняют, к какому жанру относится эта картина.
Воспитатель: - молодцы, справились с заданием. А вот и второй ключик!
Воспитатель: чтобы получить третий ключик, нужно ответить на вопросы.
Художники, композиторы, поэты и писатели любуются зимушкой-зимой и рассказывают нам о том, что они видят, слышат, чувствуют.
- Как поэты, писатели рассказывают о красоте зимы? (в стихах,расссказах).
С помощью чего они передают зимнюю красоту? (с помощью слов) Кто хочет прочитать стихи о зиме?
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,-
Где угодно гуляй;
Как красиво поэты называют зиму : «гостья-зима», «русская молодка», «раскрасавица-душа», «белоснежная лебёдка», «матушка-зима»!
Воспитатель: Как художники рассказывают нам о зимней красоте. (в своих картинах)
Какие средства выразительности использует художник, чтобы рассказать о красоте зимы. (Краски, кисти; картина)
РАССМАТРИВАНИЕ ОДНОЙ ИЗ КАРТИН.
- Давайте полюбуемся на картину: Грабаря «Роскошный иней».
- Что изобразил художник?
- Какие деревья изобразил художник в этой картине?
- А как вы узнали, что это березки? (По ажурным опушенным инеем веточкам, каскадом спускающимся вниз. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома – необыкновенной красоты).
- Какого цвета краски использовал художник? (голубые, белые, желтоватые)
(На фоне чистого голубого неба стоят зачарованные деревья в своем кружевном уборе. Вдали встаёт солнышко. Оно ещё не успело разбудить уголок этого леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили ветви деревьев желтоватым цветом.
- Вглядитесь в картину. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Радость, восторг.)
- А почему? Что же вас так порадовало? Расскажите. (Предлагаем 2-3 детям высказаться.)
(Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья. Деревья стоят неподвижно, будто бояться рассыпать драгоценный наряд. Они кажутся хрустальными. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности.
- Какая это картина: радостная звонная, громкая или тихая, грустная?
Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая картина.
Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины.
Воспитатель:
- посмотрите, вот и третий ключ.
А чтобы сундучок открылся нужно к каждому замку подобрать свой ключ.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и расколдовали волшебный сундучок. А в сундучке кисточка волшебницы – Зимы! Теперь зима своей волшебной кисточкой раскрасит природу и землю во все белое, серебристое. Ребята мы с вами тоже волшебники, у нас есть волшебные кисточки, и мы можем помочь Зиме согреть и украсить лес снежными нарядами. А чтобы снег на деревьях и снежные сугробы были сказочными, мы с вами воспользуемся необычным приемом рисования – будем рисовать капустой! Лист капусты, очень похож на волшебное дерево, и если его раскрасить гуашью, а затем приложить к листу бумаги и сделать отпечаток, у нас получатся волшебные, сказочные деревья! Хотите попробовать?
Садитесь за столы, и будем помогать Зиме, украшать лес снежными нарядами.
Воспитатель: Но прежде давайте разомнем пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Закрутились, завертелись белые снежинки.
(фонарики)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)
Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.
(руки вниз)
Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.
(пальцы в щепотку, разжать)
Заспешили на прогулку дети и старушки.
(пальцами одной руки проходим по ладони другой)
Дети приступают к выполнению задания.
Выполнение работы.
Рисование капустным листом.
Нанесли белую краску на капустный лист.
Отпечатали.
Дерево почти готово!
Потом прорисуем ствол и веточки чуть повыразительнее.
Можно взять несколько холодных оттенков.
Рисуем запорошенную снегом землю. Используя ватную палочку, рисуем снежок.
Воспитатель:
- ребята, подойдите ко мне на эту прекрасную лесную полянку. Посмотрите внимательно, благодаря вам и нашим волшебным кисточкам мы все вместе помогли Зиме и очутились в волшебном, сказочном лесу. Зима здесь навела строгий порядок: все прибрано, сверкает белизной. На голые деревья и кусты Зима набросила теплые, пуховые одеяла.
Молодцы ребята, хорошо потрудились! На этом наше занятие окончено.