Елена Точёнова
Интегрированное занятие по знакомству с бытом и традициями русского народа «Знакомство с русской избой» в средней группе
▼ Скачать
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре, приобщение к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с устройством русской избы; с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугунок;
Публикация «Интегрированное занятие по знакомству с бытом и традициями русского народа „Знакомство с русской избой“ в средней группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
Развивающая: развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, сказкам.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа, расширять кругозор детей.
Оборудование: Предметы русского быта для оформления «Русской избы» (печь, чугунок, самовар, ухват, старинная посуда, деревянные ложки, балалайка);
Материалы для рисования;
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Демонстрационный и раздаточный материал: мини музей русской избы, макет русской печи, макет балалайки, кисточки и краски.
Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей словами: изба,, чугунок, ухват, самовар и др.
Ход занятия
Помещение оформлено старинными предметами быта в стиле «Русская изба».
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите сколько к нам собралось гостей со всех волостей. Давайте вместе поздороваемся с нашими гостями так как люди здоровались на Руси.
-Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Не всех зовем по имени отчеству, но всем низко кланяемся. (Дети кланяются гостям)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей). Молодцы. Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
Звучит русская народная музыка А давайте с вами поиграем в игру «Поздороваемся»
Игра «Поздороваемся»
Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)
Здравствуй, день. (левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень. (правую руку на сердце и поклон).
(Молодцы)
Воспитатель: А вы знаете, как называется страна, в которой мы живем?
Воспитатель: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие волшебные часы у меня есть, они помогут нам перенестись в прошлое и посмотреть, как жили наши люди много лет тому назад.
(Дети, встают в круг и произносят считалку).
Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, как я рада вас видеть у себя в гостях. В русской избе. Проходите, не стесняйтесь, будьте как дома. У меня для каждого из вас найдется и местечко, и словечко. (Дети рассаживаются)
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили избы. А вы знаете, что такое изба? (Ответы детей)
Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? (Ответы детей)
Да, деревянный. В деревянных домах очень тепло и уютно.
Воспитатель: Чтобы узнать, что в доме было самым главным послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка -деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?
(Ответы детей)
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
(Ответы детей)
Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой». (Молодцы)
Физкультминутка:
Ай, что-то засиделись мы с вами, давайте разомнемся.
Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
(Вот молодцы, сколько дров вы приготовили для печи)
Воспитатель: В доме у хозяйки много необходимых ей в быту вещей.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем готовили щи да кашу.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? (Ответы детей)
Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки с приготовленной едой. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют взять ухватом чугунок.)
Воспитатель: Затем чугунок с пищей ставили на стол. В углу напротив печки стояли большой стол и лавки,. За столом собиралась вся семья, а хозяином на столе конечно же был:
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник Самовар.
Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Посмотрите ребята, а какая необычная посуда стоит у меня на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей).
Воспитатель: А послушайте еще одну загадку и отгадайте о чем она:
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
(Правильно ребята, молодцы, ну конечно же это ложка) в народе про нее говорилось : «Дорога ложка к обеду». В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Воспитатель играет на балалайке.
Воспитатель: Ребята посмотрите какой интересный инструмент у меня в руках, что это. (Ответы детей)
Правильно ответили, это Балалайка. Это Народный инструмент.
Воспитатель рассматривает с детьми балалайку и читает стихотворение.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех играя веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша балалайка.
- Но у меня ребята не одна балалайка, я для вас приготовила тоже балалайки, которые мы вместе с вами раскрасим. (дети садятся за столы и раскрашивают каждый свою балалайку). Фоном звучит музыка (звук балалайки).
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
Дидактическая игра «Что было, что стало».
Теперь давайте разделимся на две команды, одни ребята возьмут предметы старины, а другие современные предметы и встанут парами. Например, раньше носили лапти, а теперь, что носим? Правильно сапоги, вот и получилась первая пара.
Вот и настала пора нам вернутся в наше время.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.
Воспитатель: Понравилось ли вам, ребята, в гостях? Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Молодцы, ребята!