Получи документы

Интегрированное занятие по знакомству с бытом и традициями русского народа «Знакомство с русской избой» в средней группе

Елена Точёнова
Интегрированное занятие по знакомству с бытом и традициями русского народа «Знакомство с русской избой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре, приобщение к традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с устройством русской избы; с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугунок;

Публикация «Интегрированное занятие по знакомству с бытом и традициями русского народа „Знакомство с русской избой“ в средней группе» размещена в разделах

Развивающая: развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, сказкам.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа, расширять кругозор детей.

Оборудование: Предметы русского быта для оформления «Русской избы» (печь, чугунок, самовар, ухват, старинная посуда, деревянные ложки, балалайка);

Материалы для рисования;

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Демонстрационный и раздаточный материал: мини музей русской избы, макет русской печи, макет балалайки, кисточки и краски.

Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей словами: изба,, чугунок, ухват, самовар и др.

Ход занятия

Помещение оформлено старинными предметами быта в стиле «Русская изба».

Воспитатель: Ой ребята, посмотрите сколько к нам собралось гостей со всех волостей. Давайте вместе поздороваемся с нашими гостями так как люди здоровались на Руси.

-Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Не всех зовем по имени отчеству, но всем низко кланяемся. (Дети кланяются гостям)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей). Молодцы. Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Звучит русская народная музыка А давайте с вами поиграем в игру «Поздороваемся»

Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)

Здравствуй, день. (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень. (правую руку на сердце и поклон).

(Молодцы)

Воспитатель: А вы знаете, как называется страна, в которой мы живем?

Воспитатель: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие волшебные часы у меня есть, они помогут нам перенестись в прошлое и посмотреть, как жили наши люди много лет тому назад.

(Дети, встают в круг и произносят считалку).

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, как я рада вас видеть у себя в гостях. В русской избе. Проходите, не стесняйтесь, будьте как дома. У меня для каждого из вас найдется и местечко, и словечко. (Дети рассаживаются)

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили избы. А вы знаете, что такое изба? (Ответы детей)

Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? (Ответы детей)

Да, деревянный. В деревянных домах очень тепло и уютно.

Воспитатель: Чтобы узнать, что в доме было самым главным послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка -деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(Ответы детей)

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?

(Ответы детей)

Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой». (Молодцы)

Физкультминутка:

Ай, что-то засиделись мы с вами, давайте разомнемся.

Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

(Вот молодцы, сколько дров вы приготовили для печи)

Воспитатель: В доме у хозяйки много необходимых ей в быту вещей.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В нем готовили щи да кашу.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? (Ответы детей)

Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки с приготовленной едой. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют взять ухватом чугунок.)

Воспитатель: Затем чугунок с пищей ставили на стол. В углу напротив печки стояли большой стол и лавки,. За столом собиралась вся семья, а хозяином на столе конечно же был:

Выпускает жаркий пар,

Древний чайник Самовар.

Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Посмотрите ребята, а какая необычная посуда стоит у меня на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей).

Воспитатель: А послушайте еще одну загадку и отгадайте о чем она:

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

(Правильно ребята, молодцы, ну конечно же это ложка) в народе про нее говорилось : «Дорога ложка к обеду». В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Воспитатель играет на балалайке.

Воспитатель: Ребята посмотрите какой интересный инструмент у меня в руках, что это. (Ответы детей)

Правильно ответили, это Балалайка. Это Народный инструмент.

Воспитатель рассматривает с детьми балалайку и читает стихотворение.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех играя веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша балалайка.

- Но у меня ребята не одна балалайка, я для вас приготовила тоже балалайки, которые мы вместе с вами раскрасим. (дети садятся за столы и раскрашивают каждый свою балалайку). Фоном звучит музыка (звук балалайки).

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

Дидактическая игра «Что было, что стало».

Теперь давайте разделимся на две команды, одни ребята возьмут предметы старины, а другие современные предметы и встанут парами. Например, раньше носили лапти, а теперь, что носим? Правильно сапоги, вот и получилась первая пара.

Вот и настала пора нам вернутся в наше время.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Воспитатель: Понравилось ли вам, ребята, в гостях? Что вам больше всего запомнилось?

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь»Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь» Тема: Гостю почет, хозяину честь «(Знакомство с русским бытом и творчеством в русской избе) Задачи: расширить представление детей об.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по знакомству с бытом и традициями русского народа «Знакомство с русской избой» в средней группе
Опубликовано: 9 октября 2023 в 10:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по знакомству с бытом и традициями русского народа «Знакомство с русской избой» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Точёнова (УИ 149733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД