Елена Ильинская
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Приключение Лунтика в весеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей основ экологической культуры. Задачи: Образовательные: формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях, систематизировать знания о природе, формировать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы. Познакомить детей как происходит очистка воды на производстве. Вызвать интерес к проблеме охраны природы, продолжать учить детей соблюдать правила поведения в природе. Совершенствовать навыки звукового анализа слов; совершенствовать навыки чтения.
Публикация «Интегрированное занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Приключение Лунтика в весеннем лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: развивать поисково-познавательную деятельность, творческую активность к миру природы, экологическую культуру, наблюдательность, внимание, любознательность, мышление, связную речь, воображение, мелкую моторику.
Воспитательные :
воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Ход занятия.
Звучит запись голосов птиц, шум деревьев. Дети заходят в зал, оформленный как весенний лес.
Воспитатель. Как красив весенний лес. Какой воздух свежий и чистый! Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха, аромата цветов. Как хорошо! Вокруг деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Дети. Здравствуй лес, дремучий лес. Полон сказок и чудес! Воспитатель. А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и послушаем звуки леса. Психогимнастика Солнышко, солнышко, – дети тянут руки вверх, Поиграй у речки! – покачивание руками, Солнышко, солнышко, подари колечки! - пальчиками показывают колечки, Мы колечки соберем, - имитируют собирание колечек правой рукой, Золоченые возьмем. - имитируют собирание колечек левой рукой, Покатаем, покатаем - ладошками имитируют скатывание шарика, Поиграем, поиграем, - шлепки по коленям,
3
И назад тебе вернем! - поднять руки вверх. Влетает шарик, на ниточке привязано письмо. «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишет вам грустный Лунтик. А невесел я, потому что у меня беда. Вчера баба Капа познакомила меня с картой планеты Земля. Ведь я ещё мало о ней знаю. Она рассказала про разные растения и животные, про реки. Но им грозит опасность, потому что не все люди соблюдают правила поведения в природе. Я лечу вам помочь». Воспитатель. О какой опасности говорил Лунтик? (Ответы детей). Воспитатель. Природа имеет очень большое значение в жизни людей. Охрана природы - обязанность каждого человека. 2017 год объявлен в России годом экологии. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним. Дети, мы с вами уже много раз говорили о родной природе. Давайте вспомним, что такое природа (Ответы детей). Правильно, все, что нас окружает: леса, горы, степи, реки, озёра, животные, птицы - это и есть природа. Богат русский лес деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами. Многие из этих растений обладают волшебными свойствами, они могут лечить от разных болезней. Такие растения называются лекарственными. Травы - самые первые лекарства на земле. Но многие растения стали сегодня редкостью, их так и называют редкие растения, потому что их в природе осталось очень мало, а некоторые и совсем исчезли. Такие растения охраняются законом. Ученые решили издать специальную книгу «Красную книгу», в которую занесены все редкие растения, животные и птицы. И я хочу вас сегодня познакомить с такой книгой (показ слайда). Почему книгу называют «КРАСНОЙ»? Потому, что красный цвет, это цвет надвигающейся опасности. ВНИМАНИЕ! ПОДУМАЙТЕ О ПРИРОДЕ! Книга эта очень большая, потому что в ней записаны все исчезающие животные, растения, птицы всей планеты Земля. Страницы «Красной книги» разноцветные (показ слайда). Это сделано не для украшения. По цвету страниц можно сказать в каком положении находится тот или иной вид растений, животных, птиц. Все растения, животные, птицы, которые мы уже больше никогда не увидим, так как они просто исчезли, размещены в книге на черных страницах. Дальше идут страницы красные, на них записаны растения, которые находятся под угрозой исчезновения, или места их произрастания сильно сократилось. Следующие страницы в «Красной книге»-желтые, там записаны растения, количество которых стремительно уменьшилось и они могут оказаться под угрозой исчезновения, если мы их не будем беречь и охранять. Например: (показ слайда). Затем идут серые страницы на них записаны растения, которые малоизвестны и точных
4
сведений о их состоянии нет. Например: (показ слайда). Далее идут страницы в «Красной книге» белые. На них изображены редкие виды растений, которых в природе очень мало. Например: (показ слайда). Последние страницы в этой книге - зеленые. В них записаны растения, животные, которых удалось спасти от исчезновения. Например: (показ слайд) из животных: бурый медведь, заяц – беляк. Я предлагаю вам поиграть, помочь найти шубки зайцу и мишке. Игра «Помогите найти шубки зайцу и мишке» Звери – зайчата и мишки потеряли шубки, помогите им найти свои шубки. На столе лежат изображения животных, клей, манка и гречка. Дети берут животное мажут шубку клеем и посыпают нужной крупой. Лес – наше богатство, его надо беречь. Дети, а вы хотели бы тоже помочь родной природе не исчезнуть на Земле. (ответы детей) А для этого просто нужно соблюдать правила поведения в природе. Предлагаю найти иллюстрации, и разъяснить то, чего нельзя делать:(показ иллюстраций, размещение на макетах) -разорять гнезда птиц; -рвать цветы большими букетами или просто рвать и бросать цветы; -ломать ветки деревьев, кустов; -давить насекомых; -разводить костры без взрослых; -шуметь в лесу; -сбивать в лесу грибы; -убивать насекомых, лягушек, ужей; -брать лесных зверьков домой; -оставлять после себя мусор. С иллюстрацией «нельзя засорять водоемы» мы отправимся к реке. Воспитатель. Смотрите, дети, кто-то спешит к нам навстречу. Это Лунтик! Здравствуй, Лунтик. Мы очень рады тебя видеть. Почему к нам ты пришёл такой грязный, такой несчастный? Лунтик. Здравствуйте. Я шёл к вам в гости мимо речки, на водной глади плавали волшебные цветы, а солнышко так сильно припекало, что я решил искупаться и поближе рассмотреть эти красивые цветы. А вышел из воды такой грязный. Воспитатель. Дети, может, вы знаете, что случилось с Лунтиком? (Ответы детей). Лунтик. Мне понравились цветы с белыми лепестками, а рядом маленькие желтые кувшинчики. Воспитатель. Ребята, вы узнали цветы, которые увидел Лунтик на воде?
5
Дети. Да. Воспитатель. Расскажите о них (показ слайда). Дети. Белая кувшинка имеет прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок – нектар. Воспитатель. Цветки кувшинки особенные – они как будто знают, который час, когда им пора отрываться, а когда закрываться. Их даже называют часы-цветы. По поведению цветов кувшинки можно предсказать погоду. Перед ненастьем они прячутся в воде. Кубышка желтая обычно растет рядом с кувшинками. Свое название она получила за то, что ее плоды похожи на маленькие зеленые кувшинчики – кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры.
Воспитатель. Кувшинка белая - очень редкое растение. Она занесена в красную книгу. Вы, ребята, всегда должны помнить, что водные растения рвать нельзя, так как они сразу погибают. Лунтик. Спасибо, очень интересно и познавательно. А что же делать с речкой? Бабушка Капа сказала мне, что я особенный, волшебный малыш. А я не могу понять, как мое волшебство может помочь речке очистить воду. Воспитатель. Лунтик, ты добрый, внимательный, заботливый, но не волшебство поможет нам. Ребята знают разные способы очистки воды, они тебе покажут, как это делать. Дети проведут эксперименты, но для этого надо пройти в лабораторию. (На замке прикреплена записка)
«В лабораторию не попадете, потому что мы её закрыли на замок, а ключ спрятали.
Гусеницы Вупсень и Пупсень»
Лунтик. Ребята, я нашел следы гусениц. Следуйте за мной! (Идут змейкой и находят лепестки).
Ой, они сломали цветок, лепестки разбросали
Воспитатель. Лунтик, не расстраивайся, ведь мы твои друзья. Дети, соберите лепестки, на обратной стороне каждого лепестка вы увидите картинку и номер. Назовите картинку под номером один, произнесите первый звук, дайте его характеристику (гласный, согласный, тв. -мягк., звон. -глух.).Обозначьте звук буквой и напишите букву в таблице. Затем придумайте интересное предложение с данной картинкой.
Какое получилось слово?
Дети. ЕЖЕВИКА Воспитатель. Молодцы! Поставьте ударение и определите
6
количество слогов в слове. (Четыре). Физкультминутка. Наши детки потянулись. Раз нагнулись, два нагнулись, три прогнулись. Ручки в стороны развели, ключик видно не нашли. Чтобы ключик отыскать, надо на носочки встать.
Ключ находится под ежевикой.
(Дети берут ключ и открывают лабораторию. На стене висят правила, как вести себя в лаборатории)
Лунтик. Ой, как здорово здесь! Давайте ставить опыты.
Воспитатель. Лунтик, чтобы работать в лаборатории, надо знать правила. Дети прочитают их для тебя.
Правила:
1. Без разрешения ничего не трогать;
2. Слушать внимательно и выполнять то, что говорит воспитатель;
3. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем нашему гостю с далёкой планеты, как можно очистить реки от мусора (подходите к столам). Представим, что вот это водоём - озеро. Лунтик, каким мусором засорена ваша река? (деревянные щепки, пробки от бутылок железные и пластиковые, гвозди - всё не перечесть). Вот эти предметы будут тем мусором, который перечислил Лунтик. На основе материала, из которого сделаны эти предметы, на какие группы их можно разделить? (деревянные, железные, пластмассовые). Лунтик. А я ещё забыл бензин, мазут, машинное масло. Воспитатель. А это, какие вещества? (жидкие). Ребята, бросьте все эти предметы в воду, а из флакончика с пипеткой добавьте масло. Что произошло с мусором? Какие предметы утонули? Что осталось плавать на поверхности воды? Какой вывод вы можете сделать? (тяжёлые предметы утонули, а лёгкие и жидкие плавают на поверхности водоёма). Каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды? ( выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками). Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный? Деятельность детей по сбору плавающего мусора. Ребята, а какие предметы утонули в нашем водоёме? С помощью, каких приспособлений можно достать из воды железные предметы? ( выдвижение предположений детьми: с помощью магнита, собрать сочком) используя те приспособления, которые у вас есть на столе, какой способ на ваш взгляд наиболее удобный для сбора железных предметов? Инструкция, если дети не догадаются использовать магнит:
7
У вас на столе есть нехитрое приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в озеро, а затем достаньте. Посмотрите, что произойдёт. Деятельность детей по доставанию железных предметов. Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать? (Магнит притягивает железные предметы) Так каким способом мы посоветуем Лунтику очистить водоёмы его планеты от железного мусора? А чтобы очистить реки от крупного железного мусора, нужны большие магниты, которые смогут их достать. Такие магниты «ловушки» используют в нашей стране для очистки водоемов от железного мусора или чтобы достать затонувшие корабли или их части. Ребята, посмотрите, от мусора вы ваш водоём очистили, но вода так и осталась мутной, на поверхности плавает масло. - Как вы думаете, каким способом можно очистить воду от жидких загрязнителей: бензина мазута, масла? Выдвижение предположений детьми: фильтром, салфеткой. Инструкция с демонстрацией действий. Ребята, а я хочу попробовать вот таким способом: что, если положить на поверхность воды лист бумаги, взять её за два конца и протянуть по поверхности воды, а затем резко поднять лист над водой, вот так (делает сама). А теперь попробуйте вы, если масла немного осталось, то действия можно повторить. Деятельность детей по очистке поверхности воды от масла. А в больших водоёмах масло и мазут собирают специальные танкеры, которые имеют приспособления в виде огромных всасывающих губок. Ребята наберите стаканом воду из вашего водоёма и сравните её со стаканом с чистой водой. Что вы заметили? (мутная - прозрачная) Почему вода в водоёме мутная? Что может быть в неё растворено? Как можно очистить воду от взвешенных частиц песка в воде? ( выдвижение предположений: профильтровать) Что может служить фильтром? (вата, фильтровальная бумага). Деятельность детей: фильтрация воды через вату. Ребята, что вы видите, как изменилась прозрачность воды? Сравните, в каком стакане вода чище? Что осталось на вате? (крупные частицы песка, краски) А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку, (деятельность детей) — Что вы видите на бумаге? (мелкие частицы песка) Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (одинаковая) Наберите ещё в третий стакан воду из водоёма и сравните её с предыдущими двумя.
8
Какой вывод можно сделать? - От чего зависит прозрачность воды? (от количества находящихся в ней веществ, чем больше веществ, тем меньше прозрачность воды) Какой совет мы можем дать Лунтику? Что надо делать, прежде чем сбрасывать грязную воду в водоём? (Педагог обобщает ответы детей). Воспитатель. Дети, предлагаю вам посмотреть как очищают воду на реке. (Показ слайда). Прежде чем сбрасывать воду в реки, надо её пропустить через очистительные фильтры, так как это делают на нашей планете на заводах и фабриках. Очень грязную воду сбрасывают в специальные отстойники, там крупные частицы оседают, а оставшиеся мелкие отфильтровывают через большое количество фильтров.
Ребята, давайте спросим нашего гостя, ему всё понятно, как очистить загрязнённые реки и водоёмы его планеты? Воспитатель. Спасибо!
Ну что же, ребята, со всеми заданиями вы справились. Скажем Лунтику : «До свидания! До новых встреч!» Теперь мы убедились, чтобы наша Земля оставалась такой же цветущей, надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их, не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей планеты, залог жизни и здоровья людей, животных и растений.
Берегите Землю, берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю, берегите