Аслямова Люция
Интегрированное занятие по экологии для детей подготовительной группы «Будем с лесом мы дружить — охранять его любить»
▼ Скачать
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему : «БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!»
Методическая разработка
.
Воспитатель: Аслямова Л. З.
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию
для детей подготовительной группы на тему :
«БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!»
Методическая разработка
Воспитатель: Аслямова Л. З.
Публикация «Интегрированное занятие по экологии для детей подготовительной группы „Будем с лесом мы дружить — охранять его любить“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и систематизировать знания детей о природе,
Формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; Закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу;
Закрепить знания детей о лесе;
Развивать представления о том, как действия людей вредят природе;
Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха.
Развивающие:
Развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения,
Развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу, чувство коллективизма.
Развивать коммуникативные навыки;
Вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная,
познавательно – исследовательская.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приё мы:
• погружение в игровую ситуацию;
• беседа;
• групповая, коллективная работа; релаксация, динамическая пауза,
• создание проблемной ситуации.
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); - чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе;
- проведение дидактических игр («Кто, где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо»,
«Найди отличия») и подвижных игр
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными.
Материалы и оборудование:
экологические знаки, аудиозаписи «Голоса птиц», игра на развитие речевого дыхания: «Бабочка лети», макеты деревьев, «мусор» : коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, солнышко, макеты подснежников, одуванчиков, ковер-самолет с заплатками (нарисованные первоцветы одуванчики, подснежники, мать - и –мачеха, волшебная коробочка, медали защитники леса, бинт, гнездо, деревья.
Индивидуальная работа:
Учить Риту В. отвечать на вопросы полным предложением.
Словарная работа:
проговаривание слов -макулатура, металлолом, пластмасса.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости.
Давайте поприветствуем их (Здравствуйте) и передадим им своё настроение. А оно у вас какое? (хорошее)
Да, ребята, не важно какое на улице время года, какая погода, просыпаясь мы смотрим в окно и видим окружающую природу, удивляемся и радуемся её изменениям и получаем для себя заряд бодрости.
Дети: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Очень любим мы тебя.
(Дети подходят к столу с глобусом)
Воспитатель: (показывает глобус) Это что? Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: Какой основной цвет нашей планеты? (Голубой)
Воспитатель: А что он обозначает?
Дети: (большая часть планеты занята морями и океанами)
Воспитатель: Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?
Дети: (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).
Воспитатель: Что обозначается голубым цветом? (голубым цветом на глобусе обозначается вода).
Воспитатель: для чего нам нужна вода?
Воспитатель: можно ли пить воду из моря или океана? (нельзя, потому что она соленая).
Воспитатель: какую воду можно пить? (пить воду можно из реки, родниках, потому что она пресная, не соленая).
Воспитатель: где больше воды в реке или океане? (смотрим глобус) (в океане воды больше чем в реке). Вывод: что на земле соленой воды больше чем пресной, значит воду надо беречь.
Воспитатель: ребята, а вода это живая или неживая природа? (вода - это неживая природа).
Воспитатель: какую природу называют неживой?
Дети: неживая природа – это то, что не растет, не дышит, не питается (звезды, камни, солнце).
Воспитатель: какую природу называют живой?
Дети: живая природа – это то, что питается, дышит, растет (цветы, трава, птицы, животные).
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру «Живая, неживая природа».
Дидактическая игра «Живая, неживая природа».
У меня на столе карточки с буквой «Ж»-это означает живая природа и буква «Н» неживая природа подойдите и возьмите по одной карточке у кого изображена живая природа встаньте где буква Ж,у кого не живая природа буква Н. (проверка)
А сейчас поиграем в игру «Кто лишний?»,
Все, что находится вокруг человека, связанно с природой. Значит, и сам человек тесно связан с природой и не может без нее существовать. Ведь он сам является частью природы. В этом мы сейчас убедимся на примере игры. Дидактическая игра «Паутина жизни»
Правила игры: выберите себе по одному значку,сядьте в кружок
. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать, называя изображения на значках, разматывать и передавать клубок. Нитку держите в руках и не выпускайте до конца игры.
Вопросы:
-Чем питается птица? (Бабочкой)
-Что нужно бабочке для питания? (Цветок)
-Что нужно,чтобы выросли цветы? (Дождь)
-Откуда появляется дождь? (из Тучки)
-Как появляется туча на небе? (вода испаряется из реки и скапливается в тучке) (Речка)
-Что нужно, чтобы вода из реки испарялось? (яркое Солнце)
- Где находится солнце? (в Небе)
-Кто изучает солнце, небо и всю природу? (человек)
-Ребята, обратите внимание, что ниточка соединила вас всех. Такие же невидимые нити есть в природе. Просто мы их не видим. Но в природе всё связано между собой.
Представьте, что в реке исчезла вода. -(ребенок отпускает нитку)
Появится ли тогда на небе тучка? (ребенок с карточкой «тучка» отпускает ниточку.)
/ Вырастут ли на полянке цветы? (ребенок с цветком опускает ниточку)
Сможет ли поесть бабочка? (дети отпускаю по одному ниточку).
Вот видите, сколько связей может нарушиться, если из цепочки исчезнет лишь один элемент. Значит, всё в природе связано между собой. И нам надо очень стараться, чтобы сберечь все природные невидимые нити.
- Как надо вести себя в природе, чтобы не нарушить невидимые природные связи? (ответы детей).
Ребята, есть такая наука ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.
Воспитатель: Ребята, есть учёные которые изучают природу, защищают её – это ЭКОЛОГИ.
Воспитатель: Ребята, а вы знакомы со сказочными Эколятами? Кто они такие? – защитники природы.
Воспитатель: Ой, они нам ещё и голосовое сообщение прислали.
Воспитатель: Давайте послушаем
Запись – голос Эколят
(На экране картинка 4 х Эколят)
Звуковое письмо от Эколят
«Здравствуйте, ребята, к вам обращаются Шалун, Умница, Тихоня и Елочка. Вы, наверное, уже догадались кто мы? Мы Эколята – мы защищаем Природу, но нам нужна ваша помощь. Природа в беде и одни мы не успеваем в разные места нашей Земли спасать растения, животных и птиц. Не могли бы нам помочь? Но что бы стать юными Эколятами вы должны доказать, что вы любите природу и готовы ее защищать. Вы должны выполнить наши задания. Если вы нас убедите, вас ждет сюрприз. Удачи вам ребята».
Воспитатель:
Хотите быть юными Эколятами? Будем помогать?
Воспитатель:
Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу. Что же делать?
Ответы детей : Поможем спасти растения и животных.
Воспитатель: Похоже, кто-то нарушал правила поведения в лесу. И я их подзабыла, напомните, пожалуйста их.
воспитатель подводит детей к знакам- правилам поведения в лесу.
Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.
Ребята, давайте возьмем знаки правила поведения.
-Нам надо быстро отправиться в лес.
Я предлагаю полететь на волшебном «ковре-самолёте». Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде цветов-первоцветов.
Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.
(на подносе лежат цветы мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик).
Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра
- Назовите цветы-первоцветы, которые вам понадобились.
- Теперь возьмемся за ковер и повторяйте волшебные слова:
Наш ковё р по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Унесет нас до небес,
Попадём на нём мы в лес!
Воспитатель:
- Ну вот, мы с вами в лесу. Здравствуй лес, полон сказок и чудес.
Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.
Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?
(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
Выходят на полянку, где разбросан мусор.
Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно.
Не слышно пения птиц.
Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
Воспитатель: Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу? Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные пакеты:
бумага, картон - макулатура,
пакеты - полиэтилен, пластиковые бутылки - пластмасса,
баночки, жесть - металлолом,
яблоко, картофель - пищевые отходы
Воспитатель:
- Какой вид мусора у каждого в пакете? (Дети отвечают). Что вы поняли, ребята? (Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно,но не весь мусор).
- Ребята, а знаете ли вы, в какой из стран перерабатывают весь мусор? (В Японии, там даже построили искусственный остров из переработанного мусора
наш лес и все его жители очень рады. (Очищают лес от мусора).
Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу -O-
(Нельзя в лесу оставлять мусор.)
Воспитатель: демонстрирует модель погибающего «Дерева».
Воспитатель: Можно ли этому дереву помочь? (ответы детей).
Воспитатель: У меня есть волшебные листочки. Каждый из вас возьмет листочек в руки и придумает доброе дело, которое может помочь этому волшебному дереву.
Дети: Полить, не бросать мусор, не загрязнять воздух, не ломать, не рубить деревья, сажать деревья. (дети называют добрые дела и прикрепляют листочки к дереву).
Воспитатель: Посмотрите, наше дерево зазеленело, на нем «выросли» добрые пожелания детей. Дерево стало «счастливым» от доброты и заботы детей.
А что ещё вы заметили, ребята? (Веточка у берёзки сломана).
- Что же нам нужно сделать? (Полечить берёзку).
Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.
Воспитатель: Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак.)
Воспитатель: ребята скажите, что нам дают деревья? Дети: деревья дают кислород очищают воздух. Под деревьями есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.
Воспитатель: деревья – главные жители леса. Их много, они все разные. Какие деревья вы знаете?
Воспитатель: если в лесу растет береза, дуб, клен – это какой лес? (лиственный).
Воспитатель: а если сосны и ели? (хвойный).
Воспитатель: а если сосна, ель, береза, дуб? Дети: смешанный.
Воспитатель: ребята, что общего у всех деревьев? (ствол, корни, ветви).
Воспитатель: какие части растений находятся под землей, над землей?
А кто из вас знает, как появляется дерево? (размножаются семенами)
Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.
Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю. -Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.
Какой знак поставим (Нельзя рубить деревья)
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о лесе.
1 Кто лес губит, тот свой народ не любит. 2 Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте. 3 Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Дидактическое упражнение – «Что делают из дерева» Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Какие предметы сделаны из дерева?
Воспитатель: Посмотрите сколько пользы приносят людям деревья?
Воспитатель: Правильно – это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Какой вывод мы можем сделать из этого? (деревья надо беречь).
Физ. минутка Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. Сели, встали
Отдохнуть мы все успели Снова по лесу идем Не спешим, не отстаём.
Вот выходим на полянку.
Воспитатель: Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы.
Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Собери цветок»
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы)
Давайте поставим знак (Нельзя рвать цветы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!
Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»
Игра на внимание «Птицы» Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо)
Зачем птицы строят гнезда?
Как называют птиц, которые улетают в теплые края и почему?
Какие птицы зимуют в наших краях и как их называют? Сейчас я вам буду называть слова, а вы как только услышите название перелетных птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть зимующих птиц –топайте. А сейчас «Определим чей голос?» кто кричит?»
- Какое правило, мы знаем про птиц? ((Нельзя разорять гнезда, брать яйца птиц)
Воспитатель: Итак, ребята, чтобы быть верным другом природы, следует постоянно заботиться о ней, охранять и защищать ее.
Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, жители нашего уголка природы будут хорошо чувствовать себя, если они будут ощущать нашу доброту и заботу. Тогда они порадуют нас красотой и здоровьем.
Дети замечают под кустом ежа.
– Смотрите, здесь ежик.
– Воспитатель : Очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится. Какие предметы мы называем словом «иголка»?
Дети. Иголки у елки, у сосны, у лиственницы, иголки у кактуса, швейные иголки, иголки для уколов.
Педагог. Какие это иглы?
Дети. Еловые, сосновые, лиственные, швейные, медицинские.
Педагог. А чем похожи все иглы?
Дети. Все они тонкие и острые.
Воспитатель: Да какой колючий, забавный, толстенький, кругленький!
–Можно его с собой забрать домой?
– Нельзя его брать с собой. Пусть он живет на природе, на свободе, в лесу, рядом с мамой. А дома у нас он будет жить в клетке, в неволе. Это плохо.
Ребята, а можно забирать животных домой? (Правильно, нельзя)
Люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.
(Ставят знак (запрещающий брать животных домой.)
Воспитатель: Молодцы!
Природу надо беречь! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу.
Посмотрите, как в лесу стало светло.
Воспитатель находит под деревом
-Посмотрите, ребята, чемоданчик, наверно Эколята нам оставили.
(Открыть чемоданчик)
Воспитатель читает: «Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Мы с радостью принимаем вас в ряды Эколят.
и вручаем вам медали «Юный эколог»
Дети получают медали.
Итог:
-Ребята, скажите, что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии?
- А были задания,которые для вас было выполнять интересно, но сложно?
-А какой информацией вы сегодня поделитесь с родственниками дома?
- А какой вывод для себя вы сделали в завершении нашего занятия?
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И Эколятам и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад! Попращаемся с Эколятами и гостями. Досвидание!
Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.