Нестеренко Ольга Сергеевна
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой в средней группе «Божья коровка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Образовательные:
- расширять и обогащать знания детей о насекомых : уточнить названия, внешние признаки.
- познакомить детей с внешним видом и образом жизни божьей коровки.
- упражнять в составлении предложений с предлогами на, за, под, около.
- учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (скорлупа грецких орехов, камни).
Развивающие:
- развивать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник и средств художественно – образной выразительности.
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с природой в средней группе „Божья коровка“» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле
Одно из любимых малышами насекомых – божья коровка. Она маленькая, кругленькая, яркая и совсем не кусается.
Воспитатель Нестеренко Ольга Сергеевна предложила воспитанникам среднего дошкольного возраста, на примере этого удивительного насекомого, погрузиться в исследовательскую деятельность. При помощи набора для юных биологов дети рассматривали божью коровку, сравнивали ее с другими насекомыми. А затем аккуратно разрисовывали красками круглые камни и гипсовые заготовки в виде ярких красивых жуков и лепили из пластилина насекомое, используя в качестве основы скорлупки грецких орехов.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята на листике кустика я увидела удивительно красивое насекомое вот загадка про него:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
Кто же это?- (божья коровка)
Воспитатель:Сегодня мы будем наблюдать за божьей коровкой. Это насекомое, которое невозможно не заметить. Поэтому в очередной раз увидев на прогулке божью коровку, мы рассмотрим её получше, посадив на ручку, а потом отпустим ее, приговаривая:
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Воспитатель : ребята, посмотрите какого она цвета (работа с лупами)
Дети:(красного-с чёрными пятнышками).
ВоспитательБ. К. бывают не только красными с чёрными пятнышками но ещё и жёлтые с чёрными пятнышками, и оранжевые с белыми пятнышками. Говорят в народе: сколько точек у коровки столько ей и лет. Но это предположение неверное. Точки жука рассказывают не о его возрасте, а о его «имени». Есть коровки с двумя точками и ее имя «двуточечная», а с пятью… (взрослый предлагает детям продолжить фразу (пятиточечная, с семью точками (семиточечная).
Сколько у нее ног? (Шесть.)
Из скольких частей состоит ее тело? (Из трех частей: голова, грудь, брюшко.)
Расскажите, почему же маленький жучок, не имеющий зубов и когтей, не прячется, а наоборот – вырядился в такой «яркий костюм»? Да потому не боится божья коровка, что есть у нее своя хитрая защита. Божья коровка для птиц является недотрогой. Все взрослые птицы знают и не связываются, потому что клюнешь – не отплюешься. А если кто попробует, так на всю жизнь запомнит ее едкий и противный вкус.
Это и есть защита божьей коровки. Едкую оранжевую жидкость - "молочко" (именно поэтому её и прозвали коровкой) божья коровка выделяет коленками, когда поджимает ноги.
Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»
Божьей коровки папа идет.
(Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу)
Следом за папой мама идет.
(Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу)
За мамой следом детишки идут,
(«Шагать» обеими руками)
Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу)
Костюмчики с точками черненькими.
(Постучать указательными пальцами по столу)
Папа семью в детский садик ведет,
После занятий домой заберет.
(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу)
Воспитатель: Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жуков так и называли — «солнышками». Подобные имена им давали и другие народы. А имя «божья коровка» появилось позже. Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жука на ладошку (воспитатель кладет на ладошку одному из ребят насекомое) и приговаривает:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло?
Если жучок взлетал при слове «холодно», человек ждал холода; если взлетит при слове «тепло» – ждал тепла.
Есть у нее и другой способ защиты. Стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в обморок, притворится мертвой. На мертвого ведь не всякий покусится. Когда опасность минует, жучок «оживет» и продолжит свои дела. Так, кстати, поступают многие жуки. Как вы думаете чем питается божья коровка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Божьи коровки питаются тлей (насекомое, высасывающее из растений сок, и этим они приносят пользу человеку. Тля медленная и слабая, поэтому божьей коровке не нужны специальные приспособления для охоты на неё. В день божья коровка съедает почти сто тлей и триста личинок. Некоторые фермеры специально разводят божьих коровок.
Кстати, у божьих коровок есть две пары крыльев. Первая пара - надкрылья - служит для защиты второй. С помощью второй пары крыльев она летает.
А давайте поиграем
Физминутка
«Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать! Превращайтесь, дети, в божьих коровок!». У нас на ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки – это тли. Летите скорее и их соберите. Но помните, что божьи коровки добродушные жучки – не толкайтесь и не выхватывайте друг у друга кружочки. (После возвращения подсчитывают количество кружочков – тлей).
Вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились
(Кружатся)
Божьи коровки, покажите ваши головки,
Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки, животики
(Показывают названные части тела)
Божьи коровки, поверните направо головки,
Божьи коровки, поверните налево головки,
(Повороты головой вправо, влево)
Ножками притопните, крылышками хлопните
(Топают ногами. Хлопают руками)
Друг к другу повернулись, и мило улыбнулись
(Поворачиваются, улыбаются).
Воспитатель : Очень интересный жучок – божья коровка. Давайте мы на память о нашем занятии сделаем их. (Показывает детям божью коровку, сделанную из половинки скорлупы грецкого ореха, из камня).
– Вы догадались, из чего я сделала ее? Ребята, посмотрите, у нас на полянке тоже лежат камни. Возьмите их в руки. Подержите, пощупайте их, погладьте, приложите к щёчке. Скажите, какие камни?
Дети. Камни тяжёлые, твердые, гладкие, холодные.
Воспитатель. Ребята, а что можно делать с камнями?
Дети. Бросать в воду, выкладывать рисунки.
Воспитатель. А ещё, ребята, на таких гладких камнях можно рисовать
– Сначала нужно раскрасить скорлупу, камень красной краской. После того, как краска подсохнет, черной краской нарисуйте головку, полосу на спинке и точки на крылышках.
Самостоятельная деятельность детей
Звучит музыка. Дети приступают к работе, воспитатель помогает тем, у кого не получается.
Воспитатель предлагает посадить божьих коровок у комнатных растений и говорит, что теперь эти божьи коровки будут охранять растения нашей группы от тли.
Дети рассказывают о понравившихся божьих коровках, как выполнена работа, как называется (пятиточечная, двуточечная).
Итог
– Понравилось вам наше занятие?
– Что нового вы узнали о божьей коровке?