Наталья Сокиркина
Интегрированное занятие по художественной литературе в старшей группе «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Познание:
1. закрепить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о
произведениях русских писателей.
2. Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом.
Коммуникация:
1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок
появления героев в сказках.
2. Упражнять в подборе прилагательных к существительному.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Воспитательная:
Публикация «Интегрированное занятие по художественной литературе в старшей группе „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
1. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Игровая:
Закреплять умение играть в знакомые подвижные игры.
Оборудование:
Фланелеграф со схемой к сказке «Колобок», сундук, письмо, лепесточки цветика-семицветика, игрушка лисы, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, подарки детям.
Здоровье:
Укреплять здоровье детей, через физминутку и дыхательную гимнастику.
Предворительная работа:
-Чтение сказки «Царевна лягушка»
-п/и «Море волнуется»
Ход занятия:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное.
Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже друзья
Сказка вновь пришла сюда!
Ребята, нам пришло видеописьмо. (читает). Я его прочитаю вам:
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик-семицветик.
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете!
Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Давайте прогуляемся пешком.
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке (шагают друг за другом)
В сказку мы пойдём.
Цветик-семицветик
Быстро соберём.
Веточки березы (качают руками)
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок,
Принимай ребят! (кланяются)
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)
Найдём тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. А вот и первый лепесток, какого цвета лепесток?. Какого он цвета?
Дети: Желтый
Воспитатель: Ребята, какие сказочные герои были желтого цвета?
Дети: Колобок, репка, солнышко.
Воспитатель: Конечно!А еще желтый цвет напоминает время года… осень. Что делают люди осенью в огороде?
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай.
Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено?
Дети: Сказка «Колобок».
Воспитатель: А как вы догадались?
Воспитатель: Кто помнит в какой последовательности появились эти герои в сказке?
Дети: Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и поэтому возьмем себе жёлтый лепесток.
Воспитатель: Ну что ребята, идем дальше? А вот еще один лепесток.
Дети: Синего цвета.
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. Как называется сказка в которой встречается море? Кто героиня?
Дети: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: Я бы хотела вспомнить вместе с вами как обращается старче к золотой рыбке.
Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз!»
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура замри!
Воспитатель: Молодцы, понравилось играть, но нам пора идти дальше. Будьте внимательны, надо найти лепесток следующий.
Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет?
Дети: Рыжий.
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?
Дети: Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лиса и кувшин», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка»
Воспитатель: Ребята, а лиса по характеру какая? Какой ее описывает автор?
Дети: Хитрая, плутовка умная
Воспитатель: А загадки про лису вы знаете?
1 ребё нок:
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут её (лиса)
2 ребё нок:
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, кур в деревне крадёт
3ребё нок:
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
Воспитатель: А где же живет лиса? А как называется ее домик?
К нам сегодня пришла лисичка, чтобы с нами поиграть.
Игра «Угадай сказку»
О какой маленькой девочке рассказывается в сказке Г. Х. Андерсена? (Дюймовочка)
А кто в этой сказке хотел жениться на Дюймовочке? (жук, жаба, крот)
У кого спрашивала о своей красоте королева в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (зеркальце)
Что потеряла Золушка на балу? (туфельку)
Героям какой сказки лиса помогала делить сыр? (Два жадных медвежонка)
Что снесла курочка Ряба? (яичко)
Что в сказках обычно надевают, чтобы стать невидимым? (шапка невидимка)
Куда не смогла улететь Серая шейка? (на юг)
Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам?
Лиса: Оранжевый лепесточек.
Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.
А вот и зеленый лепесток, но чтобы мы его оставили себе надо выполнить задание:
Отрывок из какой сказки вы сейчас услышите?
Давайте представим что мы находимся на поляне, присядьте поудобнее (Дыхательная гимнастика)
(прослушивание отрывка из сказки «Царевна лягушка»)
Воспитатель: Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали?
Дети: Отрывок из русской народной сказки «Царевна Лягушка».
Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему?
Дети: Главная героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте.
Воспитатель: Подарю я вам зелёный лепесток,
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!
А следующий лепесток у нас будет…
Дети: Фиолетовый цвет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут, сюда значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток.
Здесь разложены картинки. Давайте прочтем задание и узнаем, что нам надо сделать, чтобы этот лепесток остался нам.
«Угадайте по картинкам сказку и перескажите ее»
Картинки из рассказа Носова «Живая шляпа»
Сказку вы все отгадали
И за правильный ответ
Фиолетовый вам цвет.
А вот и следующий лепесток…
Дети: Черного цвета.
Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он означает —
Хорошее или плохое
Дети:плохое
Воспитатель: А я хочу чтоб у вас в этот солнечный, теплый день было хорошее настроение. Я вам предлагаю вспомнить стихи о весенних месяцах. Какие весенние месяцы вы знаете?
Воспитатель: Молодцы, а вот и последний лепесточек. Какого он цвета?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Назовите сказку в одежде героя, которого
есть красный цвет.
Дети: «Красная шапочка»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Красной шапочке и другим героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок. (настольная игра)
Воспитатель: У вас это рассказ или сказка? Кто пишет рассказы? А вы знаете кто написал этот рассказ?
А у вас что (сказка).какие сказки вы знаете (авторские и русские
народные).
1. Русская народная сказка
2. «Живая шляпа» Носова
3. «Золотая рыбка» Пушкина
4. «Дядя Стапа» Михалков
Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей. (Дети получают подарки).
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей) Посмотрите, у меня разноцветные лепестки. Подойди (имя ребенка) и выбери лепесток такого цвета, задание которого тебе больше понравилось. А чем он тебе запомнился? О чем бы вы рассказали дома маме или своим друзьям?
На этом наше занятие закончилось.