ирина копенкина
Интегрированное занятие «Образ подснежника в музыке, живописи, поэзии» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие задачи:
- развивать музыкальное восприятие, способствовать эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развивать умение высказываться об эмоционально- образном содержании музыки;
-развивать творчество детей в передаче образа танца;
- формировать представления детей об окружающем мире с помощью музыки.
Обучающие задачи:
Публикация «Интегрированное занятие „Образ подснежника в музыке, живописи, поэзии“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежники. Конспекты занятий
- Темочки
- учить детей различать средства музыкальной выразительности (темп, регистр, динамика, аккомпанемент, мелодия);
- учить видеть изобразительные средства в живописи (композиция, перспектива, сочетание красок, оттенки, колорит)
- учить передавать в рисунке свое представление о музыке;
- расширять понятийный словарь детей, развивать их речь, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
-воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе;
-углубить впечатления детей, связанные с приходом весны.
Ход занятия
(Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Апрель» (альбом «Времена года»)
Педагог: Вы узнали произведение, когда вы входили в зал? Кто написал это произведение?
(ответы детей, демонстрация портрета композитора)
Педагог: Мы с вам говорили, что у Чайковского есть цикл произведений, который композитор объединил и назвал «Времена года» Сколько произведений входит в это цикл и почему? (ответы детей)
Педагог: Мы с вами услышали произведение о весеннем месяце «Апрель». В апреле начинают распускаться первые цветы, и поэтому Чайковский дал произведению «Апрель» и другое название
«Подснежник». Как в музыке композитор изобразил хрупкий маленький цветок?
Педагог: Давайте еще раз послушаем эту музыку и представим маленький цветочек. (слушание)
Голубенький, чистый подснежник-цветок, а подле сквозистый последний снежок. Последние слезы о горе былом и первые грезы о счастье ином. А. Майков
Воспитатель: Первые весенние цветы воспевали не только в музыке композиторы, но и художники на своих полотнах. Давайте представим, что мы идем на экскурсию в Третьяковскую галерею, а экскурсоводом будете вы.
(показ слайда № 1 Левитан И. И «Весна. Большая вода»)
Сначала просто посмотрите на картину. Кто хочет рассказать?
1 экскурсовод: Это картина Левитана «Весна. Большая вода». Когда мы смотрим на эту картину, то сразу представляем реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут облака. У берега стоит лодка. На первом плане- голубая спокойная вода. В середине картины- березовая роща. Вдали видны стоящие в воде домики. Эта картина радостная, потому, что наступила весна и скоро станет тепло и зелено.
Воспитатель: Да. Ребята именно такие чувства вызывает эта картина, наступила весна, светит солнце и скоро станет совсем тепло.
-Как называется картина? Кто автор этой картины?
Давайте рассмотрим другую картину.
(показ слайда Саврасов «Грачи прилетели»)
2 экскурсовод: Это картина Саврасова «Грачи прилетели». На деревьях еще нет листьев, а птицы уже прилетели- это грачи. Он и кружат над деревьями, вьют гнезда. Художник нарисовал раннюю весну. Грачи летают и радуются возвращению домой.
Воспитатель: эта картина вызывает тоже радостное настроение. Прилетели грачи- первые вестники весны. Они как будто сообщают о пробуждении природы.
-Как называется картина? Кто автор этой картины?
Воспитатель: А теперь рассмотрим эту картину. (картина размещена на мольберте)
Вспомните, как называется эта картина?Кто автор?
(Есков,«Подснежники»)
- Какие цвета художник использовал чаще всего?
(оттенки синего, зеленого, голубой и белый цвет)
-Кто расскажет об этой картине?
3 экскурсовод: Это весенний апрельский день. Солнца не видно, но чувствуется тепло. Я вижу красивые подснежники, хотя еще кругом лежит снег. А они нас радуют своим появлением.
Воспитатель: Что же это за цветы, подснежники?
Дети: Подснежники- это многолетние цветы, их никто не рассаживает, они начинают цвести раньше всех, пробиваясь сквозь слои листьев и снега, когда на деревьях еще нет листвы.
Воспитатель: Подснежники, словно звездочки разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутника
ми Морозом и Ветром решили не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Вот какие подснежники смелые.
-А теперь давайте послушаем, как поэты говорят об этих цветах в своих стихах:
Дети читают стихи о подснежнике.
Подснежник проснулся Весенние цветы
И. Беляков Г. Ладонщиков
Солнце елочки пригрело,сосны и валежники Веселый апрель улыбнулся,
На полянку вышли смело первые подснежники Запел,загалдел,заиграл Распрямились, расцвели в эти дни весенние От шума подснежник
дети нежные весны- всем на удивление. проснулся На проталинке стоят, на ветру качаются И на проталинке встал. Словно звездочки горят, лесу улыбаются. Запахло, повеяло прелью,
Иногда дожди идут и снежинки падают, Чуть слышно подснежник
А подснежники цветут, мир собою радуют. твердил:
"Спасибо апрелю, спасибо,
За то, что меня разбудил».
СМЕЛЫЙ ЦВЕТОК
Еще деньков погожих нет, снега сойдут не сразу,
А он уж выглянул на свет- подснежник синеглазый
Еще холодный ветер бьет, осыпал иней белый,
А он растет, а он цветет-хоть маленький, но смелый
С. Погорельский
ПОДСНЕЖНИК
Выглянул подснежник в полутьме лесной-
маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвуют снега,
пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речке неподвижен лед,-раз пришел разведчик,- и весна придет!
Е. Серова.
Воспитатель: Знаете, а если соединить музыку и стихи, то может получиться песня. И мы ее сейчас споем.
Песня «Подснежник».
Воспитатель: спели песню, прочитали стихи. А есть еще пальчиковая игра «Подснежник».
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель! По полям бегут ручьи, на дорогах- лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь и расцвел подснежник!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам нарисовать весеннюю природу, подснежники. Как вы думаете, какие краски лучше всего подойдут для изображения первых весенних цветов, весеннего пейзажа- гуашь или акварель? Почему?
Дети: гуашь дает нам плотный, насыщенный цвет. А акварель более мягкая, прозрачная краска. С ее помощью можно получить светлые, словно размытые прозрачные тона. Ведь именно такова весенняя природа.
Воспитатель: На прогулке мы рассматривали с вами небо. Какое оно?
(показ слайдов № 4 и 5)
Дети: голубое, высокое, прозрачное.
Воспитатель: Какие цвета подойдут для неба? А для травы?
-Вспомните, как можно получить легкий, словно прозрачный фон?
Дети: с помощью рисования «по-сырому».Сначала смачиваем лист бумаги водой, затем быстро наносим акварельную краску слоями так, чтобы между соседними слоями не оставалось границы, наезжая цветом на цвет. Соединяя цвета, растворяя их друг в друге.
Воспитатель: Фон для картины мы приготовили в группе. Подумайте, как вы изобразите цветы. Что вы нарисуете сначала, что потом? Как вы разместите задуманное на листе бумаги?
-Давайте пройдем в творческую мастерскую и будем рисовать весеннюю природу, подснежники. А рисовать вы будете под музыку
П. И. Чайковского «Апрель».
Физминутка
Подснежники- цветы переплетают пальцы
Распускают лепестки плавно разжать пальцы
Ветерок чуть дышит легко, плавно подуть
Лепестки колышет пошевелить пальцами
К цветку носик приближаем податься вперед
Аромат цветов вдыхаем втянуть носом воздух
Вечер наступает переплети пальцы
Цветы все засыпают закрыть глаза
(дети продолжают рисовать)
Воспитатель: Сегодня ваши работы мы разместим на выставке. Очень красивые у вас работы получились. Вон сколько цветов появилось на весенней полянке! Они как будто оживают. Радуются солнышку и танцуют свой красивый танец. Как вы думаете, какой бы у них танец получился?
Дети: легкий, воздушный, плавный.
Педагог: Придумайте свой танец цветов! А музыку к этому танцу придумал композитор П. И. Чайковский. Он написал «Вальс цветов». Эта музыка звучит в балете «Щелкунчик». О нем мы поговорим в следующий раз.
Дети танцуют под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Воспитатель: Сегодня мы слушали музыку, рассматривали картины, читали стихи. Пели, танцевали и все это связано с маленьким, хрупким цветочком-подснежником.
Подснежник-символ весны, и каждому хочется подержать его в ладонях, подарить другу. Однако, сорванные цветы быстро вянут, поскольку холод им ближе, привычнее чем тепло комнаты. Подснежники нельзя рвать, ими можно только любоваться. А почему?
Дети: они занесены в Красную книгу. (показ книги)
Воспитатель: Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка. Наше занятие закончено.
Дети возвращаются в группу.