Надежда Чушенкова
Интегрированное занятие «Наш воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
Образовательная область: познавательное развитие, речевая, со-циально-коммуникативная.
Вид деятельности: непосредственно образовательная.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тема: Удивительные свойства воздуха.
Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха : прозрачность, легкость, невидимость. Роль его в жизни человека, растений, животных.
Программное содержание
Публикация «Интегрированное занятие „Наш воздух“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Образовательные задачи: закреплять знания детей о роли воздуха через опыты. Развивать способности, устанавливать причинно-следственные действия на основе элементарного и делать выводы, умозаключения, анализировать.
Развивающие: развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, эле-ментарные опыты с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдение, экскурсий, рисования на тему как используют воздух, заучивание стихов, чтение сказок.
Словарная работа: активизировать словарь детей, новое слово «атмосферное давление».
Материалы и оборудование: стакан, миска с водой, листы бумаги, картон, веер, полиэтиленовые пакеты, камень, пуговица, булавка, мыльные пузыри.
Ход занятия.
Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Что вы видите у меня в руках?
Дети: Глобус.
Вос-ль: Правильно! Посмотрите пожалуйста, какие цвета вы на нем видите?
Дети: Синий, зеленый, желтый, коричневый.
Вос-ль: Как вы думаете, что изображено желтым, зеленым, коричне-вым, синим?
Ответы детей: Равнины, пустыни, горы, моря, леса.
Вос-ль:Посмотрите какие огромные участки синего цвета на глобусе. Как вы думаете, что это?
Дети: Моря, океаны.
Вос-ль: Сколько океанов омывает сушу?
Дети: Четыре.
Вос-ль: Назовите их пожалуйста.
Дети: Северный ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океа-ны.
Вос-ль: Кто живет в океане?
Дети: рыбы, киты, дельфины.
Вос-ль: Все кого мы назвали живут в океане. А где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, на суше.
Вос-ль: А я хочу рассказать вам одну тайну. Мы тоже с вами живем на дне океана — Пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы). Давайте в этом сейчас убедимся. Эксперимент дождик в стакане. Что это?
Дети: Стакан.
Вос-ль: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет, стакан пустой.
Вос-ль: Вы уверены в правильности ответа? Может есть другие предложения?
Дети: В стакане воздух.
Вос-ль: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный оке-ан — именно так называется Пятый океан в котором мы живем. Как вы ду-маете у воздуха есть секреты?
Дети: Да!
Вос-ль: Давайте проверим правда это или нет. (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой) : что произойдет если стакан перевернуть?
Дети: Вода выльется.
Вос-ль:Давайте проверим. (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана когда под ним лист бумаги?
Дети: На лист давит воздух. Лист прижимается к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. атмосферное давление не позволяет вытекать воде.
Вос-ль: А что такое воздух.
Дети:Это то чем дышат люди, растения, животные.
Вос-ль: Давайте посмотрим внимательно вокруг, скажите есть ли в комнате воздух? Я воздуха не вижу. А вы видите?
Дети: Нет, не видим. Он невидимый и прозрачный.
Вос-ль: Давайте попробуем доказать что воздух есть, но мы его не видим. Сейчас поиграет с ним.
Дети: Как это сделать? Ведь он невидим, поймать его нельзя.
Вос-ль:Давайте проверим ( На столе лежат различные предметы: веер, лист бумаги, картон. Каждый ребенок выбирает отдельный предмет). А ты Яша почему ничего не выбрал? Как ты почувствуешь воздух?
Дети: Подуть, помахать рукой, веером, листом бумаги и т. д.
Вывод:Создавая колебания воздуха мы приводим его в движение, ко-торое ощущаем. А как называется движение воздуха?
Дети: Ветер.
Вос-ль: Вот мы увидели воздух и смогли его почувствовать, но и на этом наши чудеса не заканчиваются. Теперь я вам предлагаю поймать воздух. (Каждому ребенку предлагают полиэтиленовый пакет, дети его рассматривают и определяют что там внутри — пакет плоский, пустой). Попробуйте с помощью этого пакета поймать воздух. Как это можно сделать?
Дети: Надуть пакет, или побегать держа его раскрытым в руке.
Дети выполняют опыт.
Вос-ль: Что мы чувствуем когда сжимаем закрытый пакет с воздухом?
Дети: Он упругий как мяч. Как воздушный шар.
Вывод: Значит воздух упругий.
Вос-ль: а как вы думаете нам нужен воздух?
Дети: Да, нужен.
Вос-ль: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Вос-ль: Давайте с вами почувствуем как воздух наполняет легкие. Встаньте пожалуйста, положите руку на грудь, делаем глубокий вдох. По-чувствовали как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе? (Повторить несколько раз).
Вывод: Еще секрет воздуха — воздух необходим для дыхания.
Вос-ль: Кому еще нужен воздух?
Дети: Воздух нужен всем.
Вос-ль: Ветер помогает растениям, сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей земле. Воздух это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Физ. минутка.
Ветер дуем мне в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише.
Деревцо все выше-выше.
(Дети выполняют движения согласно тексту).
Опыт «Воздух легче воды».
Воспитатель показывает по очереди предметы (камень, гвоздь, пуговица и т. д., спрашивает есть ли в этих предметах воздух. Выслушивает ответы детей. Потом предлагает смотреть в банку с водой. Воспитатель бросает в банку с водой один предмет, дети наблюдают пока он опустится на дно. Затем бросает другой предмет и предлагает наблюдать.
Вос-ль: Что вы видели?
Дети: предмет тонет, падает на дно. При этом выходят маленькие пу-зырьки, которые поднимаются наверх.
Вос-ль: Что за пузырьки поднимаются на поверхность воды?
Дети: Пузырьки — это воздух.
Вос-ль: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки?
Дети: Камень падал вниз потому что он тяжелый. Он тяжелее воды, он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх потому что воздух легкий, легче воды. Он поднимается вверх и выходит из нее.
Вывод: Следующий секрет воздуха — воздух легче воды.
Наблюдение: чем пахнет воздух?
Вос-ль: Ребята, сделайте носом вдох-выдох, вдох-выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. Воздух не имеет запаха.
( Воспитатель подготавливает пахучие вещества: апельсин, яблоко, лук, чеснок, лимон, ветки сосны. Раскладывает их в разные баночки).
Вос-ль: Сейчас мы с вами поиграем «Угадай по запаху что это такое?» (Завяжем глаза и подносим баночку с апельсином, яблоком, луком, чесноком, лимоном, веткой сосны). Ребенок должен ответить что в баночке.
Вос-ль: Ребята, какие загадки про воздух вы знаете?
Дети:
— Без рук, без ног, а ворота открывает.
— Ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь.
— Бежал по тропинке луговой, кивали маки головой. Бежал по речке голубой, речка сделалась рябой.
Вос-ль: А теперь давайте вспомним что сегодня мы узнали о воздухе.
(Ответы детей). Сейчас ребята послушайте стихи С. Маршака «Мыльные пузыри».
Дети читают стихи.
Воды обыкновенное
В стаканчик набери —
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку — и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Горит, как хвост павлиний.
Каких цветом в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый, цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Вос-ль: Про эти секреты вы можете рассказать друзьям, родителям, товарищам.
(Воспитатель раздает мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями).