ирина фролова
Интегрированное занятие «Музыка красок и радуга звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие «Музыка красок и радуга звуков»
Старший дошкольный возраст
Ход занятия
Ведущий.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Публикация «Интегрированное занятие „Музыка красок и радуга звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Ребята, о каком времени года так замечательно сказал Александр Сергеевич Пушкин? (Ответы детей.) Да, об осени. Осень — прекрасное время года, и мы уже знаем, что она бывает разной. Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует нам картину осени. Послушайте: о какой осени она рассказывает? (В аудиозаписи звучит «Осень» А. Вивальди.) Да, это осень радостная, весёлая, праздничная. Вот как сказал о ней поэт:
Бодрящий воздух, ясная погода,
Сады и рощи в убранстве осеннем;
Счастливый пахарь праздничным весельем
Встречает золотое время года.
На нивах собран урожай отменный,
Конец трудам, заботы спало бремя —
Для песен, игр и плясок нынче время.
(Сонет к «Временам года» А. Вивальди)
Какими красками вы нарисовали бы картину этой осени? (Ответы детей.)
Да, золотыми, оранжевыми, жёлтыми, бордовыми, красными. Радостная, яркая получится картина. А сейчас прозвучит другая музыка об осени. Попытайтесь представить себе картину, которую рисуют музыкальные
звуки, и расскажите о ней. (В записи звучит «Фея осени» С. Прокофьева.) Да, это музыкальная картина поздней осени: сильный дождь, холодный ветер, который срывает с деревьев последние листья. Резкая взволнованная мелодия рисует порывы осеннего ветра. Грустная, печальная осень. О ней можно сказать строками этого стихотворения:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И стоят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Высохли цветы,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
(А. Плещеев)
Какие бы вы взяли краски для того, чтобы нарисовать эту осень? (Ответы
детей.) Верно, тёмные, холодные краски. Настроение этой картины будет
печальным. Разная осень, и разными музыкальными красками композиторы Антонио Вивальди и Сергей Прокофьев рассказали о ней. Художники также воплощали красоту осени в своих полотнах. Им нравилась разная осень: и золотая, праздничная, и поздняя, хмурая. Посмотрите: какую осень изобразил
художник на этой картине? (Демонстрируется диапозитив с картины
И. Левитана «Золотая осень».) Конечно, это осень золотая. Золотое убранство леса напоминает драгоценные царские наряды. Краски на картине звучат ярко и празднично. А какая осень на этой картине? (Демонстрируется диапозитив с картины И. Левитана «Поздняя осень».) Да, это хмурая, поздняя осень. Как вы об этом догадались? Какие краски взял художник? (Ответы детей.) Верно, тёмные, холодные краски : серое небо отражается в серо-голубой осенней луже, зелёная трава потеряла яркость, пожухла. Почти все деревья сбросили свои золотые одежды, и только кое-где ещё желтеет листва да темнеют влажной хвоей сосны и ели.
Звучит музыка А. Вивальди «Осень» —, появляется Осень.
Осень.
Я — Осень золотая. Я в гости к вам пришла,
Сюрпризы и подарки с собою принесла.
Листочки разноцветные хочу вам подарить
И на осенний танец с собою пригласить.
(Т. Рубан)
Осень раздаёт листочки детям и вместе
с ними исполняет творческий танец на музыку
Л. Бетховена «Весело — грустно».
Ведущий. Как замечательно вы танцевали, как хорошо передали в танце разное настроение Осени!
Льёт осенний дождик,
Сильно дуют ветры —
Это поздней осени
Верные приметы.
Осень.
Осенние приметы понятны и просты,
По улице гуляют волшебные зонты.
Ведущий. Скажите, милая Осень, ваш зонт и правда волшебный?
Осень. Да, волшебный!
Кто под зонтиком под этим постоит,
Тот стихами, как поэт, заговорит.
Приглашаю всех под зонтик…
Дети (по очереди читают стихотворение).
В рощице голо и пусто,
Песен никто не поёт,
Тихий, задумчивый, грустный
Дождик осенний идёт.
Мокрыми веточки стали,
Струйки текут по коре,
Долгий, осенний, печальный
(Вместе.) Дождик идёт в октябре.
(В. Гудимов)
Ведущий. Осень, мы хотим сыграть для тебя музыку осеннего дождя.
Осень. С радостью послушаю! (Дети исполняют в оркестре музыку В. Косенко «Дождик», используя колокольчики, треугольники, металлофоны.)
А теперь я предлагаю вам поиграть!
Проводится «Игра с дождиком». 1-я часть — на музыку А. Вивальди (оркестр, аудиозапись) «Осень» дети свободно двигаются по залу, предсебя на прогулке, играя с воображаемыми листьями, радуясь солнышку, любуясь осенней красотой. 2-я часть — на музыку В. Косенко «Дождик» (ансамбль деревянных духовых инструментов, аудиозапись) дети бегут и прячут под зонты, которые держат в руках педагоги.
Ведущий (детям). Хотите превратиться в настоящих художников и нарисовать разную осень? Давайте красками расскажем и о золотой, и о поздней осени. Для этого нарисуем два разных рисунка. А поможет нам в этом музыка. Сначала прозвучит «Осень» А. Вивальди — о какой
осени она нам рассказывает? (Ответы детей.) Да, о весёлой, праздничной, золотой. Давайте воплотим её в красках. (Дети рисуют в сопрово-
ждении музыки А. Вивальди «Осень».) А теперь нарисуем осень позднюю, ветреную, хмурую. Музыка какого композитора о ней рассказала? (Ответы детей.) Да, Сергея Прокофьева. (Дети рисуют в сопровождении музыки
С. Прокофьева «Фея Осени».)
В конце занятия проводится выставка детработ. Педагоги спрашивают ребёнка, какую осень он изобразил, обращают внимание на различие цветовой гаммы, контраст колорита в изображении разной осени. Дети вместе с педагогами любуются красотой осенних пейзажей.
Осень. Молодцы, ребята, замечательные у вас получились картины! Я приготовила для вас осенние дары (выносит корзинку с яблоками, угощает детей.) Мне пора уходить! До новых встреч!
Воспитатель организует в группе выставку
детских рисунков «Разные краски осени».