Раушания Якупова
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Слушаем и слышим звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задачи:
Формировать познавательный интерес детей через ознакомление их со способами возникновения звуков.
Развивающие задачи:
Развивать представление детей о звуке, творческое воображение, музыкальность.
Воспитательные задачи
Воспитывать интерес и желание участвовать в музыкальном процессе.
Материал: Пластмассовые трубочки, игрушечные гитары, гусли, стаканчики йогурта, резинки, ленточки из гофрированной бумаги. Колокольчик. Запись музыки Л. Делиба «Пиццикато» из балета «Сильвия».
Публикация «Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Слушаем и слышим звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход занятия : Дети заходят в музыкальный зал и встают в круг. Музыкальный руководитель встречает детей звоном чайной ложки внутри стеклянного стаканчика, топает, хлопает, стучит по шкафу, ударяет линейкой по столу.
Ребята, что вы слышите? Дети. Звуки.
А меня, мой голос вы слышите?
Как вы думаете, наш голос это звук? Мы слышим себя и других, когда говорим?
Дети. Да.
М. Р. Правильно, ребята. Всё, что мы слышим вокруг нас, называют звуками. Звуки голоса способны подарить нам хорошее настроение на целый день.
Недаром придумано
Просто и мудро.
При встрече здороваться
«Доброе утро!»
Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга песенкой (песенная импровизация «Доброе утро»).
М. Р. Вы, наверное, поняли, что сегодня мы с вами поговорим о звуках.
Скажите, пожалуйста, звук в стаканчике отличается от нашего голоса? Сможете сказать чем?
Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос все вместе. Для этого я попрошу вас пройти на стульчики и внимательно посмотреть на экран. В жизни нас окружает множество звуков (просмотр презентации «Шумовые звуки»). Что вы видите? (Звучит гром) Дети. Гром.
М. Р. Как гром звучит? Мы сможет звучание грома спеть?
Дети. Нет
М. Р. А почему не сможем? Дети. Потому что, гром это природное явление. Мы не сможем повторить этот звук точно так же, как его слышим.
М. Р. Вот! Совершенно верно. Звуки, которые мы слышим, но не можем спеть, называют шумовыми. А наш голос относится к шумовым звукам? Дети. Нет.
М. Р. Действительно, мы только, что с помощью наших голосов спели песенку - приветствие. Поэтому, голос – звук музыкальный. Музыкальными бывают все те звуки, которые имеют высоту. Например, музыкальный звукоряд. Давайте мы его все вместе вспомним и споё м: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ребята, а что мы знаем ещё о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают:
- Звуки бывают громкие и тихие (Громко-тихо Е. Тиличеевой)
- Звуки высокие, средние и низкие. («Бубенчики» Е. Тиличеевой)
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные («Мы идём с флажками», «Андрей-воробей» Е. Тиличеевой).
Все ваши ответы – правильные. Вы очень, много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто то, знает о том, что такое – звук? И как образуется звук?
М. Р. Для того, чтобы это узнать я предлагаю вам провести вместе со мной эксперимент. Для эксперимента нам будут нужны пластмассовые трубочки, но у меня их только три штучки. Всем не хватит, что будем делать? Дети: Высказывают свои предположения.
М. Р. Может быть нам считалка поможет?
«Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел весёлый матрос». Дети, которых выбрали считалкой, подходят к столу, где лежат линейки.
М. Р. Для начала нам нужно узнать, есть ли у пластмассовых трубочек звук, давайте прислушаемся. Нет, трубочки не звучат, если мы до них не дотрагиваемся. А теперь, попробуйте покрепче прижать один конец трубочки к столу, а за свободный конец дернем. Возникает звук? Давайте опять дернем за свободный конец линейки. Что же происходит в этот момент с трубочкой?
Дети отвечают:
- Трубочка дрожит, шатается.
М. Р. У нас на столе есть ещё гусли и гитара. Ребята, что нужно сделать, чтобы инструменты зазвучали? (Предложить ребёнку, который первым правильно ответил на вопрос.)
Ленар, что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.
М. Р. Если дрожит – значит… (звучит).
Ребята, хотите ещё один эксперимент? Положите руки на горло и скажите «Гитара», «Гусли». Что почувствовали? (Показ на слайде голосовых связок) Дети: Движение.
М. Р. Ребята, посмотрите на экран. Это наши с вами голосовые связки. Если мы разговариваем или поём, то голосовые связки начинают дрожать, двигаться.
М. Р. Теперь, мы знаем, как возникает звук, и можем сами сделать музыкальный инструмент.
Вы хотели бы сами сделать музыкальный инструмент? Перед вами вот такие коробочки от йогурта. И резинки – это нарезанная велосипедная камера. Подумайте, как можно из этих двух предметов сделать музыкальный инструмент? Если у кого-то уже получилось, помогите другим, у кого пока не получается (дети помогают друг другу, играют)
М. Р. Ребята, посмотрите, вот у меня получился такой инструмент. Можно я исполню на нём вам песенку? Вот послушайте (исполняю мелодию «Сорока»)
А теперь, предлагаю вам поиграть в шуточный оркестр. Под музыку французского композитора Лео Делиба «Пиццикато». В переводе с итальянского «Пиццикато» означает щипать. И вы тоже на своих музыкальных инструментах с помощью щипка будете извлекать звук.
Чтобы наш оркестр получился интересным и более выразительным хочу предложить колокольчик. На нём будет играть наша воспитательница Альфия Миннуловна. Будьте внимательны, колокольчик будет начинать играть первым, а вы будете играть в конце каждой музыкальной фразы.
У меня ещё есть разноцветные ленточки из гофрированной бумаги. Как вы думаете, можем мы ими украсить наши музыкальные инструменты? Дети украшают инструмент, просунув снизу под резинку 2-3 ленты.
У нашего инструмента появился ещё один звук. Догадайтесь, какой новый звук появился? (Дети. Шуршание, шумовой).
М. Р. С этими инструментами можно ещё поиграть в игру «Музыкальное приветствие».
Дети врассыпную двигаются по залу легким бегом. На акцентированные концы фраз, встретившись с произвольным партнёром, здороваются с ним, дергая за резинку и ритмично произнося слова в такт музыке: «Здравствуйте!». На среднюю часть все импровизированно танцуют, размахивая ленточками.
Вот и кончилось наше с вами занятие. Я бы хотела подарить эти инструменты, которые вы сделали сами, вам на память о нашем необычном путешествии в мир звуков. Вы расскажите своим мамам и папам об этом инструменте? Научите своих друзей делать эксперименты со звуками? Спасибо!