Ольга Хантимирова
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «Царство двух сестер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческих способностей у детей
Задачи:
Вызвать у детей желание нарисовать лес в разные периоды осени
Побуждать детей к самостоятельному нахождению содержания и выразительных средств, для передачи характерных признаков ранней золотой осени и поздней
Формировать у детей умение композиционно строить рисунок, изображать разные породы деревьев: берёзу, ель, клён, рябину,
Совершенствовать технику работы с красками
Воспитывать у детей интерес к природе, эстетический вкус, чувство прекрасного, отображать эмоции
Публикация «Интегрированное занятие для детей подготовительной группы „Царство двух сестер“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Учить детей составлять небольшой описательный рассказ об услышанном в музыкальном произведении
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера
Закреплять умение передавать в пении разный характер песен, исполнять легким звуком, добиваться выразительности
Закреплять умение детей слушая разнохарактерные пьесы, менять соответствующее движение
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, знакомящих с осенними пейзажами известных художников
Наблюдение за деревьями на прогулке
Серия обучающих занятий по рисованию по теме «Осень»
Разучивание песенного репертуара
Слушание Вивальди «Осень», Чайковский «Сентябрь», «Октябрь»
Реквизит:
Елки, березки, листочки, необходимые для оформления зала
Тонированные листы бумаги: одна треть листа - коричневая, вся остальная часть - голубая,
Кисти, краски, вода в стаканчиках, салфетки
Репродукции картин знаменитых художников об осени на стенах и мольбертах
Письмо от Осени
Действующие лица:
Ведущая (музыкальный руководитель)
Ранняя Осень (воспитатель группы)
Поздняя Осень (педагог дополнительного образования)
Дети получают послание от Осени:
«Здравствуйте, ребята. Давно жду встречи с вами и приглашаю вас в свое царство».
Ведущая: Кто же нас с вами, ребята, приглашает? Нужно, наверное, откликнуться на приглашение.
Дети заходят в зал. Центральная стена украшена ёлками и осенними деревьями, на полу лежат осенние листья. Боковая стена украшена репродукциями картин ранней и поздней осени. В зале расположены столы с принадлежностями, необходимыми для рисования.
Ведущая: Что-то нас никто не встречает? (Рассматривают зал вместе с детьми, они высказывают свои рассуждения) Похоже, что мы попали в чью-то мастерскую, вот только в чью? (Ответы детей)
Ведущая: А как вы думаете, может ли это быть мастерская Осени? По каким приметам и признакам мы это определим? (Украшение зала, репродукции картин об осени)
Ведущая: Сегодня я хочу рассказать одну сказку:
У Матери-природы было несколько дочерей: Зима, Лето, Весна, но двух из них звали Ранняя Осень и Поздняя Осень. Ранняя Осень была светлая, добрая, трудолюбивая: людям и животным она дарила богатый урожай, раскрашивала деревья, цветы разными красками, животным дарила тёплые шубы, людям – тёплые осенние деньки. За её трудолюбие и добрый характер Мать-Природа одарила её, Раннюю Осень, красивыми одеждами. А другая её дочь -Поздняя Осень была сварливая, скучная, всё норовила при встрече ветром подуть, да снегом кинуть в след, поэтому листья у деревьев облетали, цветы и травы, испугавшись холода, гибли, птицы от неё улетали, а звери прятались в своих норках. Вот такие были эти две сестры. Поздняя Осень всё злилась на свою сестру, пыталась обмануть людей и животных, притворялась как - будто это она Ранняя Осень, но из-за злобного характера у неё ничего не получалось. И Мать-Природа дала за это Поздней Осени скромный, серый наряд. Поэты в стихах так описывали одну из этих двух сестёр:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой… И. А. Бунин
Ведущая: Про какую же осень говорил поэт? Как вы догадались? Какими словами он описывает лес? Что такое: «голубая лазурь»? (Это значит ясное, ярко-голубое небо) А вот ещё одно стихотворение:
День осенний, день печальный,
Лист осиновый прощальный,
Лист кружится, лист кружится,
Лист на землю спать ложится.
Ведущая: Про какое время года здесь рассказывает поэт? Как вы догадались? Про ранний или поздний период осени говорится? (Про ранний, т. к. листья начинают опадать ещё в период ранней осени). А вот ещё стихи про осень:
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белёсо, беден небосвод.
Или вот ещё одно четверостишие:
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Блестя осенней позолотой
Ещё на ветви шелестит.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ведущая: А в этом стихотворении, о каком времени года идёт речь? О какой Осени, ранней или поздней говорят поэты? Какими эпитетами в этих стихах поэты описывают лес, небо? Но не только поэты, но и люди, слагавшие музыку - композиторы видели, какие это две разные сестры, как они не похожи. Подумайте, если бы про Осень Раннюю композиторы написали музыку, то какой бы она была? А если бы композитор придумал музыку про Осень Позднюю, то какой бы была эта музыка? Опишите.
Ведущая: Давайте поиграем в музыкальную игру «Угадай-ка». Если мы слышим музыку, соответствующую характеру Ранней Осени: быструю, весёлую, торжественную, жизнерадостную, то дети превращаются в птиц, букашек, которые летают по полям, по лесам. А если слышат тихую, печальную – музыку Поздней Осени, то присаживаются и как бы засыпают.
Ведущая: Сколько мы с вами уже говорили про Раннюю и Позднюю Осень, но они так и не появились. Давайте позовём Осень Раннюю песней.
Исполняется веселая песня об осени, на усмотрение музыкального руководителя. По окончании исполнения выходит Ранняя Осень
Ведущая: Здравствуй Ранняя Осень! Какая же ты красивая: какой узорчатый сарафан, пёстрый, разноцветный, какая яркая кофта на тебе. Мы тебя очень ждали.
Ранняя Осень: Спасибо, дети, это я написала вам письмо и хочу вас попросить, пригласите, пожалуйста, мою младшую сестру, не хочу, чтобы она всё время обижалась на меня, хочу с ней помириться.
Исполняется песня на усмотрение музыкального руководителя. По окончании исполнения выходит Поздняя Осень, здоровается со всеми и примиряется с Ранней Осенью.
Поздняя Осень: Ребята, а я хочу вам рассказать, что не только поэты и композиторы посвящали нам свои произведения, но и художники отображали Осеннюю природу в своих картинах. Посмотрите, какие разные картины создали художники про осень.
- Где, как вам кажется, художники изобразили Раннюю Осень, а где Позднюю?
- Как вы определили?
- Ребята, вам нравится рассматривать осенние пейзажи?
Тогда я вам предлагаю описать понравившиеся вам картины.
(Дети описывают по каким признакам они узнают какая осень изображена ранняя или поздняя, какие цвета использовали художники. Описывают состояние земли и неба, движение стволов и веток деревьев и т. д.)
Поздняя Осень: Давайте обратим внимание на строение деревьев.
В ответах детей должно прозвучать, что стволы к вершине постепенно утончаются и разветвляются. Также необходимо подчеркнуть органическую связь ветвей со стволом: ветки вырастают из ствола, а не просто приставлены к нему, так же, как конечности вырастают из туловища человека.
Ранняя Осень: А теперь поработаем пальчиками:
Пальчиковая гимнастика об Осени на усмотрение педагога.
Представьте, что ваши руки – веточки, а пальчики – листочки. Осенью обычно бывает прохладно. Веточкам холодно, они тесно прижимаются к стволу дерева (туловищу). Пальчики-листочки тоже прижались друг к другу. Но вот начало немного пригревать солнышко, солнечные лучики согревают вас, веточки медленно поднимаются вверх, тянутся к солнышку. Вот листочки зашевелились, это ветерок причесал их. Ветерок подул сильнее, и ветки деревьев стали раскачиваться из стороны в сторону. Но вдруг ветер утих, веточки с листочками замерли.
Поздняя Осень: А теперь приглашаем вас за столы. Пусть каждый из вас попробует изобразить свою осень – ту, что ближе ему по настроению. Наверное, вы уже придумали, как расположите на листе бумаги все предметы вашего рисунка, какие краски вам потребуются для воплощения задуманного.
Ранняя Осень: Кто хочет поделиться своим замыслом? У кого другой замысел рисунка про осень?
Выслушать несколько детей и предложить приступить к рисованию задуманного. Сказать, что воплощённые замыслы других детей все увидят в конце занятия.
В конце занятия предлагается детям игра, малой подвижности: «Ветви качаются раз, ветви качаются два…»
В завершении занятия рассматривание рисунков. Ребёнок называет несколько слов – определений, относящихся к его пейзажу, остальные дети должны определить, о каком рисунке идёт речь.
Ведущая: Спасибо сестры за приглашение. На память о нашей встрече мы с детьми хотели бы подарить наши работы вам. Желаем вам жить в мире и никогда не ссориться, потому что, любое время года прекрасно и ждем с вами встречи в следующем году!
Дети под музыку покидают зал