Светлана Дорожко
Познавательно-развивающее занятие для детей 6–7 лет «В гости к деду Щукарю»
▼ Скачать +Заказ
Тип занятия : интегрированное, развивающее, обучающее.
Вид занятия познавательное.
Тема: «В гости к деду Щукарю».
Цель: Создать условия, способствующие умению ребенка высказывать свое мнение, решать исследуемую проблему, приобщая их к истории Донского края.
1. Образовательные задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о своей малой Родине: быте, одежде казаков, природе родного края. Познакомить со значимостью коня в жизни казака; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое. Закрепить с детьми состав числа 8; совершенствовать умения детей связно, последовательно составлять описательный рассказ, учить использовать в речи донской фольклор.
Публикация «Познавательно-развивающее занятие для детей 6–7 лет „В гости к деду Щукарю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
2. Развивающие задачи: Развивать поисковую деятельность детей, учить анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать связную речь детей, внимание, память,воображение, мелкую моторику рук, координацию речи с движением. Развивать и обогащать словарный запас детей.
3. Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к Родине, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества, чувство гордости за свой народ, формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.
Предварительная работа: Беседы с детьми о жизни, быте, традициях, одежде казаков; рассматривание альбомов о Новочеркасске, казаках, знакомство с казачьим фольклором, проведение казачьих игр, экскурсия в музей Донского казачества.
Материал:Кукла бибабо дедушка в казачьей одежде, рисунок куреня, речные рыбки,удочки на магнитах, красные и синие карточки с примерами, Игра «Чудо-крестики» В. Воскобовича, палочки Кюизенера,карта Ростовской области,конверт с письмом,массажные дорожки.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. Приносят письмо. Воспитатель сам или с помощью детей читает письмо :
«Здравствуйте ребята детского сада№1. Приглашаю вас к себе в гости. Дед Щукарь.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такой дед Щукарь?
Дети: Да, это казак.
Воспитатель: Правильно, это дедушка казак, хотите поехать к нему в гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Только вот беда, на конверте нет обратного адреса. Ой ребята, а в конверте еще что-то лежит, что это?
Дети: Зашифрованное слово.
Воспитатель: Ребята,это дедушка хочет, чтобы мы сами разгадали, где же он живет и куда же нам ехать.
Дети разгадывают зашифрованное письмо.
3 1 4 2 5
С А А К Й
(надо расставить буквы по порядку от1 до 5)
Получилось Аксай.
Воспитатель: Теперь мы знаем, куда нам держать путь. Посмотрим на карте, где находится этот город. Вы узнали, что это за карта?
Дети: Карта Ростовской области.
Воспитатель: А как называют наш край?
Дети: Донской край.
Воспитатель: Почему он так называется? Как называется город в котором мы с вами живем? А где же он на карте? Какие города вы еще знаете в нашем крае? Теперь нам нужно найти город, в который мы с вами отправимся- Аксай. (Дети сами или с помощью воспитателя находят город Аксай и помечают его флажком.)
Нам с вами теперь надо определиться на чем можно туда добраться.
Предложения детей. А вот посмотрите, какой у нас есть транспорт- плот и катер. Давайте подумаем, чем хорош плот, а чем плох. (также с катером). Дети определяют положительные и отрицательные качества этого транспорта.
Так на чем же мы с вами поедем? Дети выбирают вид транспорта.
Чтобы попасть на катер надо купить билеты за вежливое слово. Детям за вежливое слово раздаются билеты двух цветов- красные и синие. На красных билетахнаписаны примеры более сложные, чем на синих( 5-2; 4+3 и др.)
Садитесь на катер, теперь в путь!
Воспитатель: Посмотрите, какая вода в реке?
Дети: Чистая,прозраная, холодная и т. д.
Де-де-де-искупаемся в воде
Да-да-да- здесь холодная вода
Ды-ды-ды-вышел из воды
Ди-ди-ди-из речки выходи
Ро-ро-ро- воды полное ведро.
Ой, посмотрите, какие рыбки плещутся в воде.
Пальчиковая гимнастика: «Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним две утки по четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три,четыре, пять».
Воспитатель: Ребята, у казаков есть замечательная традиция – с пустыми руками в гости не ездить. А что мы можем подарить деду Щукарю?
Дети: Рыбу.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что много рыбы ловить нельзя, особенно весной. Как вы думаете, почему?
Предположения детей.
Воспитатель: Весной идет нерест, для того, чтобы появились мальки. Надо беречь рыбу и поэтому мы выловим столько, какое число у вас получится при решении примера на ваших билетах.
Дети ловят «рыбу» удочкой
Воспитатель: Какую рыбу ты выловил? А что вы знаете о речной рыбе?
Рассказы детей.
Вот мы с вами и приехали. Физминутка. Ходьба по массажным дорожкам.
«По дорожкам шли, шли, много камешков нашли. Присели, собрали и дальше пошли».
Воспитатель: Куда же нас привела дорожка?
Дети: К куреню
Воспитатель: Вот мы и приехали к деду Щукарю,а как вы думаете выглядит дед Щукарь, какая на нем одежда? Попробуйте изобразить деда Щукаря с помощью «Чудо крестиков».
Молодцы ребята! Но у деда Щукаря беда, он не может к нам выйти навстречу, так как в курене при весеннем разливе смыло ступеньки. Выложите ступеньки с помощью цветных палочек, но будьте внимательны, некоторые палочки паломались и вам нужно будет составить недостающую палочку из двух меньших (состав числа 8).
К детям выходит дед Щукарь.
Здравствуйте ребята, рад вас видеть, спасибо, что починили ступеньки в моем курене. О нас казаках сложено много пословиц. А какие вы знаете?
Дети рассказывают пословицы:
-Терпи казак- атаманом будешь
-Казак с конем и ночью, и днем
-Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать и др.
Дед Щукарь : У нас у казаков заведено держать домашний скот. Хотите узнать, кто у меня живет на моем дворе? Животные спрятались в эти комочки, расправьте комочки с помощью пальчиков. Но самый главный мой помощник это конь. На Дону отношение к коню было особым. С рождения и до самой смерти конь сопутствовал казаку во всех земных делах. Часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. Однажды казака ранили в бою, он не мог подняться, тогда его конь опустился передними лапами на колени рядом с хозяином, но казак все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и казак смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. Вот так конь спас казака «Казак без коня- что солдат без ружья».
Игра с подковой.
«Ты катись моя подкова быстро, быстро по рукам. У кого остановилась, тот с соседом поиграй».
Воспитатель: Ну дед Щукарь побывали мы у тебя в гостях, но пора и домой возвращаться. Чтобы ты о нас помнил, мы тебе на память оставим рисунки, только необычные. У тебя во дворе много домашних животных, а дети выбрав характерные особенности каждого из них нарисуют несуществующее животное.
Дети рисуют. Прощаются.
Итог: В гостях мы побывали и многое узнали, что понравилось возьми и нам всем расскажи.