Марина Самарина
«Наша планета Земля». Интегрированное познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представления о различных состояниях воды.
Программные задачи:
-научить детей делать опыты с водой, давать заключения.
-расширять знания детей об окружающем мире.
- воспитывать любовь к природе.
Материал: глобус, иллюстрации цветные (вода – ручей, река, океан, аквариум с водой.
Пособия:
- цветные полоски 5*10 (5 штук)
- 2 пластиковые емкости с отверстиями;
- туалетная вода;
- стаканчики по количеству детей – 11 штук;
- сок яблочный;
- звучащая картина «Журчание воды»;
- мольберт;
Публикация «„Наша планета Земля“, Интегрированное познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
- игра «составь слово»;
- мяч.
Ход занятия : (дети сидят за столами).
Воспитатель: У нас на столе конверт, откройте его и составьте из различных частей слово. Дети составляют и отвечают, что получилось слово «вода». А сейчас послушайте, как журчит наша чистая водичка.
Воспитатель: Это и станет темой сегодняшнего занятия. Укрепляет на мольберте табличку со словом «вода».
А теперь посмотрим все на глобус. Глобус – макет нашей планеты Земля. Огромная поверхность нашей земли (более 70%) покрыта водой. Вода – жидкое вещество : ее можно переливать, разливать, замораживать, в нее можно погружать предметы и т. д.
Скажите: «могут ли прожить без воды люди, животные, растения? Что с ними станет без воды?» (Ответы). Да, вода дает жизнь и растениям, и животным, и людям. Поэтому в сказках, пословицах, воду называют «матушкой», «царицей».
Предлагаю рассказать. Как вода помогает жить людям. (Ответы). Правильно, вода дает нам жизнь, здоровье, снимает усталость. Поэтому ее надо беречь.
Сейчас Таня прочтет стихотворение Н. Рыжовой, а вы внимательно послушаете его.
Вы слышали о воде? Говорят она везде:
В море, луже, в океане и в водопроводном кране.
В лес туманом заплывает,
Как сосулька замерзает;
На плите она кипит, паром чайника шипит
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить: без воды нам не прожить!
Воспитатель: Как много ребята, вы уже знаете о воде. Сегодня я расскажу вам еще много интересного о волшебных свойствах воды. Буду показывать вам эксперименты, а вы будете мне помогать. Хочу Вам сказать, что вода не имеет цвета, она прозрачная, бесцветная.
Я приглашаю вас в свою лабораторию.
Эксперимент №1 : «Вода бесцветная».
На столе аквариум с водой (без живых обитателей). Какая сейчас здесь вода? (ответы – прозрачная, бесцветная). Воспитатель берет цветную полоску, прикладывает ее к аквариуму с наружной стороны. Вода приняла цвет полоски: стала красного цвета. Далее ребенок продолжает эксперимент, прикладывает полоски другого цвета.
Эксперимент №2 : «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам понюхать воду в стаканчике. Чем пахнет вода? (ответы). Да, действительно, вода ничем не пахнет. Это еще одно ее свойство, так как вода не имеет запаха. А сейчас Никита добавит в один стаканчик несколько капель туалетной воды. Что изменилось? (ответы). Правильно, теперь вода имеет запах, она приняла запах туалетной воды из красивого флакончика.
Эксперимент №3 : «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам попить чистой, кипяченой водички, чтобы утолить жажду. Дети пьют воду, но некоторые дети отказались попить воды. Почему Ксюша, Данил не выпили воду? Дети объясняют: вода не сладкая, они такую воду пить не любят.
Воспитатель: «Да ребята, это еще одно свойство воды: вода не имеет вкуса. А что нужно сделать, чтобы вода изменила свой вкус?» (ответы). Правильно, в воду нужно чего-нибудь добавить, и сейчас Сережа добавит в воду сок. Дети пьют воду. Какая стала вода на вкус? (ответы).
Физкультурная минутка
Миша читает стихотворение:
В море теплая вода
Дети все пришли сюда
Поплескаться каждый рад (опускают руки в воду, плещутся)
Рады порезвиться
Рады понырять
И под ярким солнышком
Спокойно загорать.
(руки опустить в воду до самого дна таза, бассейна, поднять их вверх, поработать пальцами и посушить руки)
Эксперимент №4 : «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Открою вам еще один секрет: вода не имеет формы. Она принимает ту форму, в чем находится. Сейчас нам Миша это докажет. Ребенок наливает воду в прозрачные сосуды разной формы. Предлагаю нарисовать, какую форму приобрела вода у Никиты, Люды, Артема. (Можно различать «цветную воду»).
Эксперимент №5 : «Вода обладает текучестью».
Воспитатель наливает немного воды на стол (поверхность стола должна быть гладкая, ровная). Обратите внимание на эту маленькую лужицу. Воспитатель осторожно дует на воду, дети помогают дуть и одновременно наблюдают за движением воды. Что делает вода? (ответы – течет, движется). Правильно, это еще одно свойство: вода обладает текучестью.
Эксперимент №6 : «Вода имеет вес».
Воспитатель заполняет пластиковую бутылку водой доверху (в емкости есть отверстия, вода начинает вытекать, потому что имеет вес, она давит на стенки и на дно бутылки. Поэтому вода выдавливается из отверстий с определенной силой. А как еще можно проверить вес воды? (ответы). Правильно. Надо налить воду в ведро, банку, чайник и попробовать поднять. Будет тяжело.
Заключительная часть.
Воспитатель: сегодня вы узнали много интересного о воде, о свойствах воды. Но на этом чудеса с водой не заканчиваются. Я вам расскажу еще много интересного. Вода – это чудо природы. Без воды нет жизни на Земле. Воду нужно беречь. Этот знак будет нам хорошим помощником (воспитатель показывает значок с изображением капли воды и крана, читает стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб
Вода из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря.
А то пройдет немного лет –
И нет водицы нет-нет-нет.
Предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.
Игра с мячом «Что я знаю» (перебрасывать мяч друг другу).
Сережа: «Я знаю, что вода – это жидкость»
Люда: «Я знаю, что вода не имеет цвета»
Артем: «Я знаю, что вода бесцветная»
Никита: «Я знаю, что вода не имеет запаха»
Данил: «Я знаю, что вода не имеет вкуса»
Мигель: «Я знаю, что вода обладает текучестью»
Миша: «Я знаю, что вода имеет вес».