Вера Анатольевна Кривега
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Играй, гармонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное
«Играй
гармонь!»
Оборудование:
1. Магнитная доска.
2. Иллюстрация инструмента гармошки.
3. Инструмент гармошка.
4. Старичок- Лесовичок (бибабо или взрослый)
5. МДИ (планшет) «Гармонь»
Публикация «Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе „Играй, гармонь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
6. Шаблон с изображением гармониста.
7. Краски.
8. Фломастеры.
9. Цветная бархатная бумага.
10. Карандаш.
11. Ножницы.
12. Клей.
Цели и задачи:
познакомить детей с музыкальным инструментом – гармошкой, научить детей рассказывать про инструмент с помощью планшетной МДИ, познакомить детей с русским народным инструментом гармошкой, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека, развивать желание играть на гармошке, прививать интерес к изучению музыкального инструмента, доставить детям радость.
Муз. рук: -Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я шла к вам в детский сад - повстречала Старичка-Лесовичка. Он сидел на пенечке и играл на гармошке. (в грамзаписи – игра на гармони).
Песню тихую, родную
Заиграл Лесовичок.
На гармошке, лишь в два ряда
Заиграл Старичок.
Про страну свою большую
Про любимый край.
Ты, играй, гармонь, сильнее
Песенка рекой,
С нами вместе, веселее
Ты ее пропой!
Давайте встретим Старичка-Лесовичка с его гармошкой?
Старичок – Лесовичок:
Здравствуйте ребята!
Торопился к вам, спешил,
И инструмент с собой прихватил.
Посмотрите!
Ящик на коленях пляшет,
То поет, то горько плачет!
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит!
(показывает инструмент – гармошку)
(иллюстрация гармошки на магнитной доске)
Ну-ка, кнопки нажимай
И тихонько подпевай
Растяни меха немножко
И сыграй нам на гармошке!
А вы хотите услышать, как и где родился этот инструмент? На Руси первую гармошку сделал тульский оружейник Иван Сизов. (портрет) Потерял он покой, услышав звуки гармошки- диковинки из-за границы. …Придет с работы поздно, усталый и за дело: засветит огонек в своей каморке, разберет на чистой лавке всю гармонь до основания и начинает по-своему мастерить: то раму, то планочку другую приладит; то иной материал для мехов попробует, то форму другую захочет мехам придать; то ищет, подбирает новый, чуть печальный звук, тот самый, который заставил гармонь Сизова запеть русским голосом с характерными для нашей песне переходами. После этого изготовления гармоней стало в Туле повсеместным увлечением – открылись мастерские, фабрики. Тульская гармошка и сейчас славится на всю Россию.
…Наверное, многие, из вас, ребята, были в деревне.
И представляете, как хорошо в деревне летом. Голубое небо, яркое лучистое солнце, зеленые деревья, трава и, конечно, звонкое пение птиц. (иллюстрация пейзажа-природы) А когда наступает вечер, в деревне можно услышать другие звуки. Это звуки русского народного инструмента – гармони. (гармошки)
Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… (иллюстрация картины) полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он все, что его окружает – природу, людей, которые пришли его послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, веселые и плясовые. А то вдруг задорные переливы гармони настроят на другой лад, и стоящая рядом девушка звонко запоет частушку:
Эй, Ванюша, на гармошке
Заиграй скорее.
Под нее нам петь частушки
Будет веселее.
Русских мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились мастера, жившие в Туле, в Саратове и в других городах, а их инструменты называли «тульскими» гармониками, «саратовскими», то есть по тому городу, где они были сделаны. А хотите я дам вам поиграть на гармошке? (дети выходят, играют на инструменте)
1. Бери гармонь в руки-
Не будет скуки!
2. Гармонь – не огонь,
А разогревает.
3. Легка дорожка.
Если есть гармошка.
4. С гармошкой лучше
Работа спорится!
5. Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
Муз. рук: А сейчас я хочу вам поиграть на гармошке и исполнить частушки.
1. Что, гармошка, не играешь?
У неловкого в руках?
Что ты, Ванечка, не пляшешь
Видно, в старых сапогах!
2. Возьму гармонь-двухрядочку,
Пойду плясать вприсядочку,
Разбегутся курицы
Все с колхозной улицы.
3. Гармонист, гармонист,
Розовые щечки
Не у тебя ли, гармонист
Все мои платочки?
4. Гармонист устал
Запинаться стал.
Принесите молока
Напоите игрока!
Старичок-Лесовичок: - Ох, спасибо. Развеселила веселыми частушками. Вот вроде все вам рассказал, только не помню, к какой группе инструментов относится гармошка.
Муз. рук: А я отвечу и тебе, и ребятам. К группе клавишных.
Старичок- Лесовичок: А-а-а! Это потому, что у гармошки кнопочки называются клавишами!
Муз. рук: Совершенно верно!А хотите послушать, как звучит гармошка в руках настоящих музыкантов?
(игра в грамзаписи – гармошки)
Каждый инструмент имеет свою окраску звучания. Это называют тембром. Как вы думаете, какой тембр
у гармошки?
Дети: Легкий, задорный.
Старичок - Лесовичок: Но гармошка может и грустить. Послушайте.
(слушание в грамзаписи напевной мелодии)
Старичок - Лесовичок: А сейчас как звучит гармонь?
Дети: Грустно, напевно, мелодично, лирично.
Старичок-Лесовичок: А как вы думаете, как называют людей, которые играют на гармони? Гармонистами! Посмотрите, какие нарядные мои друзья - они в народных русских костюмах. Почему в русских костюмах? (показывает иллюстрацию) Дети: Потому что, гармонь– русский народный инструмент!
Муз. рук: Спасибо тебе Старичок-Лесовичок за историю про гармонь и за игру на ней, и за слушание тембра этого инструмента. А я хочу предложить и тебе и ребятам игру, с помощью которой мы научимся рассказывать про этот инструмент.
(игра – планшет)
-Гармонь- группа клавишных, русский народный инструмент. Родина – Россия. Звукоизвлечение – сжимание и разжимание меха. Тембр –звучный, насыщенный, звонкий, задорный.
(дети выходят, рассказывают по картинкам)
Старичок - Лесовичок: Молодцы, ребята. Как все запомнили! А у меня есть друзья гармонисты. Как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому что они играют на гармонях.
Старичок -Лесовичок: Верно! Вот они! Посмотрите! (показывает гармонистов, а вы хотите себе таких друзей? Но прежде, чем они к нам придут, нужно потрудиться и сделать их. Постараемся ребята?
(далее – изготовление аппликации)
Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста красками или фломастерами. Из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой, расстояние между сгибами 1 см. смазать клеем поле под гармошку на шаблоне и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать кнопочки.
(музыкальный фон – игра на инструменте - гармошки)
Старичок-Лесовичок: Ой, ребята! Какие вы молодцы! Теперь у вас тоже есть друзья гармонисты. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда, ребята? Давайте песенку о дружбе споем?
«Песенка друзей» муз. В. Герчик.
Муз. рук: Молодцы ребята. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь! Сейчас трудно себе представить жизнь, школьный праздник, вечер без певучего баяна. У каждого инструмента своя большая музыкальная жизнь, своя судьба. И в том, что маленькая, скромная гармонь достигла всенародного признания – заслуга многих поколений талантливых русских умельцев, людей с душою музыкантов и золотыми руками искуснейших мастеров.
-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)
-Какой это инструмент? (русский народный)
-К какой группе он относится? (клавишный)
-Какой тембр у гармошки? (легкий, задорный, лиричный)
-Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами)
А теперь попрощаемся со Старичком-Лесовичком, поблагодарим его за интересное знакомство с инструментом, попросим его еще к нам придти.
Дети: Спасибо, до свидания!
Старичок-Лесовичок: Обязательно приду! До свидания, ребята, до скорых встреч!