Наталья Владимировна Болотова
Интегрированная программа по ритмическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
«СОЗВЕЗДИЕ»
(наименование объединения)
5 лет
(срок реализации программы)
5-12 лет
(возраст обучающихся)
Содержание
1. Пояснительная записка…. …3
2. Новизна программы…. ….4
3. Актуальность программы…4
4. Педагогическая целесообразность…4
5. Цели и задачи программы…5
6. Условия реализации программы…6
7. Знания и умения ребенка за полный курс…7
8. Планирование на 2013-2017г….…7
9. Содержание программы. …. … …8
10. Литература…. …. .16
Публикация «Интегрированная программа по ритмическому развитию» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка.»
А. И. Буренина.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности ребенка. Программа «Созвездие» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию, привить основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Занимаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
Направленность программы «Созвездие» - программа направлена на вооружение воспитанников знаниями основ хореографического искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, нравственного уровня.
Тип программы – модифицированная;
В основе данной программы лежит рекомендованный материал: А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» программа- технология, Ж. Е. Фирилевой, Е. Р. Сайкиной «СА-ФИ-данс» танцевально-игровая гимнастика для детей.
Концептуальная идея программы «Созвездие» - предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца, народной, эстрадной и классической музыки.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации своих способностей как в коллективе, так и индивидуально.
Задачу формирования танцевального творчества невозможно решить, если у детей не будет осознанного отношения к выразительным движениям; понимания их образного значения; если они не овладеют образным языком танцевальных движений.
И учитывая требования современного дополнительного образования, данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
• сохранение и охрана здоровья детей;
• содействие личностному и творческому самоопределению детей, их адаптации в современном динамическом обществе;
• приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
• ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность;
Актуальность программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные области ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности «Центра». Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: терпению, активности, самостоятельности, трудолюбию. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания;
Цель: формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей посредством танца.
Задачи:
1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ :
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: чувства ритма, музыкального слуха (мелодического, гармонического);
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:
- формирование потребности здорового образа жизни;
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:
- формировать у детей приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и педагогом;
- воспитание патриотизма;
Условия реализации программы
При приеме детей в группу подготовительного года обучения проводятся собеседования, а так же тестируются физических данных ребенка (слух, чувство ритма, шаг, выворотность, учитываются его медицинские показания. Все эти данные необходимы для создания благотворных условий в реализации его творческого потенциала и раскрытия личности (групповое или индивидуальное занятие; возрастная группа и т. п.).
Занятия проводятся с детьми в оборудованных залах с применением оборудования (гимнастические коврики, станки, зеркала, кольца, пледы и т. п.). Учитывая специфику «Центра», состав групп не постоянный. Количество детей в группе не более 10 чел.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
• личностное общение педагога с ребенком;
• наличие специально оборудованного зала соответствующий санитарно-гигиеническим нормам с зеркалами и станками;
• наличие специально оборудованного фитнес зала соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим);
• наличие репетиционной и концертной обуви и костюмов;
• широкое использование технических средств обучения (аудио техника с USB носителем, видео техника, диски и флешносители информации);
Форма занятия: интегрированное;
Взаимосвязь со специалистами:
Ритмическое развитие с элементами хореографии: муз. работник;
Детский фитнес: инструктором по ФК, педагог-психолог;
Логоритмика : логопед;
Направления деятельности
За пройденный курс программы «Созвездие» должен знать и уметь:
-знать выразительные средства музыки и танца. Различать танцевальные ритмы и мелодии. Различать жанры – вальс, хоровод, кадриль или полька и согласовывать свои движения с музыкой.
-знать правила исполнения прыжков, присядок, вертушек.
-уметь правильно и грамотно исполнить основные элементы у станка и на середине зала. Уметь исполнять эстрадные и народно-сценические танцы.
-уметь исполнить простейшие «дроби», хлопушки русского танца. Уметь исполнить элементы русского, украинского, белорусского, эстрадного танцев и др.
-уметь правильно выполнять комбинации движений разминок - «Озорные помпоны», «Радужные кольца»;
-знать и правильно выполнять все подобранные элементы йоги;
-уметь играть во все игры с правилами и без;
Планирование на 2013-2017г.
№п/п Название темы 1
этап 2
этап 3
этап 4
этап 5
этап
1. Вводное занятие по технике безопасности
8 8 8 8 8
2.
Детский фитнес: 102 102 102 102 102
2.1. - разминки «Радужные кольца»,
«Озорные помпоны» 50 50 50 50 50
2.2. - элементы йоги; 52 52 52 52 52
3. Ритмическое развитие с элементами хореографии: 357 357 357 357 357
3.1. -ритмогимнастика; 56 38 38 38 22
3.2. -партерный экзерсис; 175 129 129 129 66
3.3. -классический экзерсис; 38 116 116 215 215
3.4. -работа на середине зала, диагональ; 49 91 91 91 93
3.5. -разгрузка; 31 25 25 25 25
3.6. Навыки выразительного движения:
180 180 170 170 126
3.6.1 -игрообразы; 76 76 74 74 56
3.6.2 -игры на развитие внимания и памяти; 53 63 45 45 33
3.7. -игры путешествия; 8 8 6 6 4
3.8. -воспитательная работа; 7 7 7 7 7
3.9. -репертуар; 120 120 180 180 202
4. Логоритмика;
32 32 32 32 32
Всего часов: 774 774 774 774 774
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводный урок по ТБ
Урок направлен на предотвращение травматизма, несчастных случаев на занятиях, соблюдения правил гигиены, противопожарной безопасности, соблюдение правил пребывании в зале хореографии, правил дорожного движения. Не мало важной является тема «Терроризм рядом с нами». Могут также быть рассмотрены вопросы о вреде курения, алкоголизма, наркомании.
2. Детский фитнес
Структура занятия:
• Занятие- разминка (с предметом - кольца, помпоны и др.);
• Основная часть (фитболы, степаэробика и др.) – проводится инструктором по ФК;
• Элементы йоги;
• Релаксация – проводится педагогом-психологом;
2.1. Фитнес для детей - это оздоровительная методика, позволяющая достигать и поддерживать определённый уровень физической подготовленности ребёнка. В него входит набор различных упражнений, которые соединяют в себе элементы гимнастики, хореографии, аэробики, включающие различные стили и направления. Особенность детского фитнеса в том, что он помогает развивать у ребенка гибкость, силу, выносливость, координацию и чувство ритма. Нагрузки во время таких занятий ограничены, соответственно вероятность травмы минимальна. К тому же они более интересны детям, поскольку каждое занятие несет в себе элементы игры. Немаловажно и то, что занятия фитнесом для детей разнообразны, что является определенным стимулом для занятий. Использование на занятиях различных стимульных предметов (кольца, помпоны. мячи и т. п.) позволяет в большей степени заинтересовать ребёнка и повысить его эмоциональное состояние.
Такие занятие -разминки как: «Озорные помпоны», «Радужные кольца» и др. ;
2.2. Элементы йоги;
В современном мире йога получила большое распространение, благодаря своему оздоровительному воздействию на организм и психику человека в целом. В настоящее время для гармоничного развития организма йогу активно применяют в детском возрасте, что позволяет развить и совершенствовать природные задатки. Крепкое здоровье и хороший иммунитет в детском возрасте является хорошей основой для гармоничного развития личности. Занятия йогой в детском возрасте формирует у ребенка заботливое отношение к здоровью, дисциплинирует, формирует волевые и нравственные качества. Выполнение асан развивает у детей гибкость, подвижность суставов, нежно массируются все органы, что благотворно влияет на развитие всех систем и органов детского организма. Дыхательные упражнения (пранаяма) влияют на мозговое кровообращение, хорошо вентилируются легкие, что позволяет бороться с хроническими заболеваниями органов дыхания. Воспитание здорового поколения – это главная задача нас взрослых, и йога может быть отличным помощником в этом.
Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Асаны в йоге: поза «дерева», поза «собаки», поза «змеи», поза «кобры», поза «зайца», поза «младенца», поза «лодки», поза «кошки», поза «верблюда», поза «лотоса».
Обучение расслаблению различных частей тела: потряхивание, покачивание.
Восстановление дыхания после физической нагрузки.
3. Ритмическое развитие с элементами хореографии
Занятия по программе «Созвездие» предусматривает работу педагога с детьми разного возраста, с психо-физическими особенностями, разных по способностям и социальному статусу. Занятия ритмическим развитием позволяет эффективно снимать личностные, поведенческие и этические проблемы. Хореография является средством гармоничного развития души и тела, воспитания, эмоциональной культуры ребенка, дает возможность ценностного самоопределения подрастающего поколения.
Любое занятие начинается и заканчивается приветствием педагога и детей. Поклон выбирается из многообразия произвольно и может меняться в зависимости от разучиваемого материала.
Для того чтобы ребенок не получил какой-либо вывих или растяжение, улучшил память и внимание, умение «запоминать», «учить», перед началом занятия необходимо хорошо разогреться, то есть выполнить комплекс упражнений, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
3.1. Ритмогимнастика (разминка)
Ритмическая гимнастика относятся к оздоровительным видам гимнастики. Включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие и танцевальные, выполняемые под эмоционально-ритмическую музыку.
Хочется отметить, что систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности. Количество каждого вида упражнений 4,8,16 тактов. Разминка длится 10-15 мин.
Комплекс упражнений:
• -построение и перестроение колонн маршем;
• -танцевальный шаг с носка;
• -шаг носки - пятки;
• -шаг с высоким подъёмом колена вперёд;
• -бег, сгибая ноги сзади;
• -бег, вынося прямые ноги назад, вперёд;
• -галоп право-лево;
• -подскоки;
• -шаг польки;
• - переменный шаг с подъемом колена (на три четверти);
• -прыжки на правой – левой ногах;
• -прыжки с поджатыми коленями;
• -разминка всех мышц и суставов тела (голова, шея, плечи, кисти, корпус,колени, стопы);
3.2. Портерный экзерсис
(упражнения на ковриках)
Положения сидя:
• носки-пятки;
• «бабочка»-растяжка на правую-левую ноги, вперед;
• «книжечка»;
• «лягушка»;
• «телефон» или «кошка ушко чешет»;
• «уголочек»;
• «цифры»;
•
Положения лё жа на спине:
• плие- подтягивание и разгибание ног по 1 позиции;
• «ступеньки» - носок, утюг нога вытянута;
• «берёзка»;
• «велосипед»;
• «крыша» - не касаясь пола носками, касаясь;
• «мостик»;
• подъемы туловища к ногам (на пресс);
Положение лё жа на животе:
• «щечки» - в темп музыки работа ног, мимика;
• «лодочка»;
• «по волнам»;
• «лягушка»;
• «баранка»;
• «колечко»;
Положение сидя на коленях:
• «мяу- гав» - гибкость поясного и шейного суставов;
• «кошечка»;
• броски ног - в сторону, на верх носком;
Растяжка:
• поперечный шпагат;
• продольный шпагат- на левую и правую ноги;
• растяжка по парам;
3.3. Классический экзерсис
Движения экзерсиса исполняются сначала у станка, затем на середине зала. Движения у станка выполняются в четырё х положениях: стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за станок; стоя спиной - руки сзади на станке; стоя у станка правой – левой сторонами, придерживаясь за станок одной рукой, а другая рука раскрыта или на поясе. Работая на середине зала дети вырабатывают осанку, подтянутость тела, постановку корпуса, отрабатывают позиции ног, рук, классические прыжки и повороты.
Экзерсис у станка:
• Релеве;
• Деми плие;
• Гранд плие;
• Ронд де жамб пар тер;
• Батман тандю;
• Батман тандю жете;
• Гранд банман;
Экзерсис на середине зала:
• Позиции ног /1, 2, 3,5/;
• Позиции рук / подготовительная, 1, 2, 3/;
• Пор де бра;
• Прыжки /соте по 1, 6 позиции/;
3.4. Работа на середине зала, диагональ
Упражнения на середине зала (зависят от изучения того или иного репертуара» будь это:
1)Русский танец.
2)Украинский танец.
3)Полька.
4)Белорусский танец.
5)Эстрадный танец.
6)Спортивные бальные танцы.
7)Танцы восточного характера.
Для лучшего усвоения материала, развития восприятия, внимания, памяти и музыкально-ритмических навыков, движения могут объединяться в танцевальные комбинации (или изучаться отдельно).
• поклоны;
• координация корпуса, ног головы;
• характерные черты пластики;
• характерное положение рук в сольном и групповом танце;
• хороводные, дробные, переменные шаги;
• работа в парах;
• работа с характерными предметами (венок, шаль, платок и т. п.);
• ковырялочка;
• «гармошка», «елочка»;
• притопы;
• хлопки;
• припадание;
• «веревочка» (с различными композициями);
• «маталочки»;
• «молоточки»;
• дроби - «ключ», «горох» с подбивкой, двойные и т. п. ;
• присядки (мальчики);
• прыжки - «щучка», «голубцы», «разножка», с поджатыми ногами;
Диагональ:
• вращение по диагонали («крутки»);
• махи;
• «колесо»;
• «мячики»,
• «гусята»,
• «лягушата»,
• «паучки»;
3.5. Разгрузка
Одним из видов разгрузки является релаксация. Она проводится для снятия напряжения, тревожности, агрессивности. Сопровождается музыкальной лирической записью.
Такие как: «Полет бабочки», «Рисунок на свободную тему», «Лёгкая игра» и т. п.
Также особое место в разгрузке уделяется самомассажу. Самомассаж повышает функциональные возможности организма, способствует быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок, снижает общее утомление. Формирует у ребёнка сознательное стремление к здоровью, навыкам собственного оздоровления.
Такие как: «Цыпы», «Рельсы, рельсы.», «Пила», «Пружинка», «Человечки», «Гуси» и т. п.
3.6. Навыки выразительного движения
Учитывая специфику учреждения особое место в работе с детьми уделяется игре. Игра - самая интересная форма общения. Игра сопровождаемая музыкой приносит детям еще большую радость и способствует механически подходить к выполнению задания, стараться не копировать движения товарищей, а действовать творчески, проявляя свою фантазию.
3.6.1. Игрообразы
Игрообразы - помогают детям подражать различным животным, птицам, временам года и т. п. Развивают свою фантазию, воплощаясь то в различные растения, то в предметы. На основе подражания ребенок учится актерскому мастерству, умению ритмично и музыкально передавать образы, держаться уверенно на сцене. Дети учатся различать такие понятия как тихо-громко, медленно-быстро, развивая тем самым своё образомышление.
Такие игры как: «Зоопарк», «Поход в лес», «Подводный мир», «Осень», «Цветок», «Воздушный шарик», «Тематические картины» и т. п.
3.6.2. Игры на развитие внимания и памяти
На развитие памяти : «Посмотри и покажи», «Любимая игрушка» (назови свою и повтори соседа), «Как тебя зовут?», «Озорные ладошки» (повтори прохлопанный фрагмент, «Шаловливые ножки» и т. п.
На развитие внимания : «Самолетики»(не задеть крылом, «Трансформер» (рисунок танца, «Повтори», «Снежинки» (со сменой муз. ряда, «Зеркальце» (дублирование по парам, «Скульптор» (закрытыми глазами повторить сделанную скульптуру, «Сороконожка» (в строю повторить движение первого, «Виртуальный мяч» и. т. п.
Сюда относятся ещё такие игры с пением - «Мы танцуем и поём». Они помогают успешно отрабатывать координацию движения. Они позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения. Такие игры как: «Буги-вуги», «Мухоморчики», «Плетень», «Как у бабушки козёл», «Вейся капуста» и т. п.
3.7. Игры- путешествия
Игры-путешествия даются с целью ознакомления детей с основами хореографии: различными её направлениями, историей танцев, костюмов по средствам теоретического, видео, фото материала. Формируя тем самым осознанное отношение к танцу.
Темы игр: «Путешествие в кладовую танцев», «Путешествие в костюмерную», «Хоровод - что это такое?», «Кадриль», видео путешествие «Танец сама жизнь», видео путешествие «Танцы народов мира» и. т. п.
3.8. Воспитательная работа
Посещение с детьми хореографических концертов, конкурсов. Обмен опытом с другими коллективами города и района. Выездные концерты, участие в местных, районных, областных мероприятиях. Беседы на темы норм, культуры поведения и обращения с концертными костюмами и обувью.
3.9. Репертуар
№ п/п Название танца Краткое описание
Младшая группа (3-8)
1 «Бусинки» Озорная детская полька. Работа в парах. Смена рисунка.
2 «Хоровод» Русский массовый народный танец.
3 «Танец с листочками» Тематический плавный танец с элементами русского-народного танца. Работа с предметом -листочки.
4 «Пингвинчики» Эстрадный образный танец. Движения характерные образу.
5 «Антошка» Озорной танец с русскими-народными движениями. Выделяется солист. Работа с предметом- подсолнухи.
6 «Куклы и петрушки» Эстрадный образный парный танец.
7 «Матрешечки» Озорной образный танец с элементами русских-народных движений.
8 «Самовар» Веселый образный танец с элементами русс. - народных движений. Выбирается солист-самовар. Работа с предметом- платочки.
9 «Снежинки» Массовый танец на координацию, пластику, чувство ритма (спокойный).
10 «Гномы» Эстрадный образный танец.
Средняя группа (9-14 лет)
1 «Вейся капуста» Русский танец. Основывается на движениях хоровода.
2 «Московская кадриль» Весёлый русский народный танец
3 «Журавли» Постановка на военную тематику.
4 «Русская плясовая» Задорный русский народный танец.
5 «Папуасы» Эстрадный образный танец.
6 «Вальс» Бальный танец.
7 «Подводное царство» Эстрадный танец. Работа с газовыми платками. Работа с ткань- имитация волн.
8 «Яблочко» Весёлый танец моряков на корабле.
9 «Зимушка- зима» Веселый танец
10 «Финская полька» Озорная полька с элементами финских движений.
Старшая группа (15-18 лет)
1 «Плетень» Русский народный массовый танец.
2 «Цыганский танец» Характерный цыганский танец. Работа с юбками, шалью.
3 «Русский лирический» Русский спокойный парный танец.
4 «Ча-ча-ча» Бальный спортивный танец.
5 «Сиртаки» Греческий народный танец.
6 «Зачем тебе война…» Эстрадный тематический танец. Работа с тканью- имитация взрывов.
7 «Гопак» Украинский парный танец.
8 «Голубая вода» Эстрадный танец. Работа с платками.
9 «Художник и краски» Эстрадный образный танец на пластику и чувство ритма.
10 «Полонез» Бальный танец.
4. Логоритмика
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, как правило входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений.
Цель логоритмики - развитие речи, посредством движения.
Цель ритмики - развитие движения. Ритм - основа правильного формирования речи, в том числе ее правильного восприятия. Умение воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слов, слоговой структуры и развитию лингвистических способностей. В основе движения лежат двигательные умения и двигательный навык. Направления работы:
• Развитие не речевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего, развитие тонкой и общей моторики, координация движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.
• Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.
Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания.
К методическим приемам относятся: показ упражнений, совместное выполнение движений, словесная инструкция и пояснение с конкретным показом движения.
При обследовании вновь поступивших детей «Центра» значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, отмечается, что многие из них имеют системные нарушения речи, а также нарушения общей и мелкой моторики. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Недостаточно согласовывают движения с музыкой, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения хореографических занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры со словами и под музыку, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве.
Поэтому в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и преподавателя хореографии, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии не речевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Структура занятий, с использованием элементов логоритмики, строится от простого к сложному, с опорой на лексические темы, изучаемые на логопедических занятиях. Используются все виды речевого материала: рекламации, коммуникативные игры, упражнения. активизирующие внимания, речевые упражнения без музыкального сопровождения, на развитие музыкального темпа, ритмические упражнения.
Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям пробудить его мысль и фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной, двигательной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние малышей, а значит помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Взаимодействие логопеда и хореографа осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, и логопед, и хореограф должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и хореографом при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные и коррекционные задачи.
• Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.
• Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
• Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др. ; воспитание просодических компонентов речи.
Такие как: «Котята», «Звериная зарядка», «Часики», «Выпал беленький снежок», «Чоки-чоки…», фольклорные хороводы и т. п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова Т. «Азбука музыкального движения», Рольф Москва, 1999г.
2. Базарова Н. «Азбука классического танца», Москва, 1964г.
3. Боброва Г. «Искусство грации», Ленинград, 1986г.
4. Блазис К. «Искусство танца» Москва, 1934г.
5. Бирюков А. А. «Учитесь делать самомассаж»;
6. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» программа- технология, М. 2012г.
7. Ваганова А. «Основы классического танца» Ленинград, 1934г.
8. Зацепина К. С., Климова А. Н. «Народно-сценичесский танец». М. 1989г.
9. «Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец». М. :2007г.
10. Климов А. «Основы русского танца» Москва, 1994г.
11. Кэтрэк Н. «Хочу танцевать» Москва, 1998год
12. Литзак В. А. «Современные технологии в коррекционно-педагогичесской работе с детьми» М. 2001г.
13. Лисицкая Т. «Пластика, ритм» — М. : Физкультура и спорт, 1985.
14. Рыбкина О. Н., Морозова Л. Д. «Фитнес в детском саду», М,2012г.
15. Роот З. «Танцы в детском саду» Москва, 2004г.
16. Тюрин Аверкин «Самомассаж». – СПб. : Москва, Минск, Харьков, 1997г.
17. Фирилевой Ж. Е. ,Сайкиной Е. Р. «СА-ФИ-Дансе» гимнастика для детей,2012г.
18. Шукшина З. «Ритмика» М., 1976г.
19. Шевченко Ю. С. «Музыкотерапия детей и подростков» М., 1995г.