Елена Демьянова
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе «Во саду ли, во огороде выросла картошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе.
«Во саду ли, во огороде выросла картошка»
«Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.»
Цель:
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе „Во саду ли, во огороде выросла картошка“» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. - Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. - Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
- Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. - Развивать способности к поисковой деятельности : выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. - Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. - Воспитывать любознательность, развивать речь, память. - Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Словарная работа:
Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая).
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке опытов.
Оборудование:
• Клубни картофеля разных сортов.
• Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.
• Терка.
• Крахмал, мука, лупа
• Накрахмаленная салфетка.
• Кисель.
• Носовые платочки на каждого ребёнка
Предварительная работа:
1. Подбор и систематизация материала.
2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
3. Конкурс детского рисунка “Мисс Картофелина»
4. Разработка конспекта занятия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. А чтобы много узнать надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.
Воспитатель.
Друзья, я пригласила вас,
Чтобы рассказать сейчас
О чуде-пище не простой,
Которая, так вкусно кормит нас!
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)
Правильно о картошке.
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать.
Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о картофеле.
Воспитатель:
Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А ещё человеку помогает дождик. Как он помогает? (поливает её)
Дети: Дождик, лей, лей, лей,
Крупных капель не жалей!
Помоги немножко
Вырастить картошку!
Воспитатель:
Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Давайте вспомним, кто завёз картофель в Россию? (Пётр I) Как его использовали, в качестве чего? (цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы,браслеты).
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.
Игра с мячом «Отгадай загадку»
Пришло время отгадывать загадки.
Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину …. (картошка)
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли
Ели и хвали?
И зелён и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом картошка
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Это чудо плод
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует картошка.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А когда копать пошли,
Сразу десять вдруг нашли.
Воспитатель :
А какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете?
Дети говорят пословицы и поговорки:
• Картошка да каша – еда наша.
• Картошку копать, не руками махать.
• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
• Без труда картошка не родится никогда.
• Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Воспитатель:
А теперь физминутка (под музыку «Антошка» дети повторяют движения за воспитателем)
Дети рассматривают схематические рисунки посадки клубней картофеля. Предлагаю детям рассказать о последовательности посадки клубня картофеля с опорой на схематические рисунки.
Рассказы детей
Мы делали ямки, и все по очереди выкладывали туда по одной картофелине, потом ямки засыпали землёй. Всё лето на грядке были зелёные кустики. Мы их поливали, пололи, и окучивали. А осенью мы выкопали картошку. Когда куст выкопали, вместо одной картошки там оказалось несколько.
Воспитатель:
Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку. Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).
А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.
Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы.
Какого он цвета? А какой он формы? Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Маши волосы светлые, а у Ангелины тёмные. Никита высокий, а Слава пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.
Картофель какой на ощупь (твёрдый). Что есть у картофеля (выемки) Правильно есть выемки.
Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, желтые, сиреневые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!
А теперь будем играть в игру
«Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует- качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром- потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель:
Картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд, каких? (ответы детей).Верно его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды.
Он хорошее лекарство.
Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ.
Воспитатель.
Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал. Что содержится в картофеле, Света, Полина, Рома? А как вы думаете для чего нужен крахмал? для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.
«Что общего между киселём и белой салфеткой?»
Показываю ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём.
Воспитатель.
Давайте попробуем на вкус – что у нас в стакане (Кисель) Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кто из ребят пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. (Выполняет воспитатель). Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.
Опытно - экспериментальная деятельность :
Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной.
Воспитатель: Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим порошком.
(Даю потрогать) Какой он? (белый хрустящий)
Раньше из крахмала варили клейстер. Клейстер это натуральный клей, не вызывающий аллергии и раздражений. На этот клей наклеивали обои. Как же его делали? Предлагаю вам посмотреть процесс приготовления чудо-клея. (Просмотр презентации) Я принесла вам уже готовый клейстер (даю потрогать) Какой он? (липкий, густой прозрачный, вязкий)
Воспитатель: Посмотрите что у меня в руках (два носовых платка) Какие они? (одинаковые) Что у них схожее? (Рисунок,расцветка, размер) Чем отличаются (Даю сравнить на ощупь) Один платочек накрахмаленный, другой нет. Накрахмаленный выглядит красиво, свежо, аккуратно.
Воспитатель: Сейчас в нашей лаборатории вы сами будете крахмалить свои носовые платочки.
Нам потребуется по 1 ч. ложке картофельного крахмала, немного холодной воды, 0.5 л. горячей воды, миска и носовой платок. (Дети одевают фартуки, садятся за столы и под руководством воспитателя приступают к процессу накрахмаливания платочков).
Пока наши платочки сохнут,мы посмотрим фильм о картофеле, узнаем историю его возникновения. (Показ презентации)
Воспитатель: для чего нам нужен крахмал (Варивать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье)
Воспитатель: Итак, мы с вами сделали открытие и узнали из чего состоит картофель – из крахмала.
Итог занятия.
Воспитатель.
Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, её сортах, о том как надо выращивать картошку, как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал, чтобы варить клей, вкусный кисель, крахмалить бельё. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей.. Спасибо вам за активную работу.