Дулаева Ольга
Интегрированная образовательная деятельность по ФЭМП для детей средней группы с использованием ИКТ «Чеканка»
▼ Скачать
Цель: 1
- приобщение детей к традиционному Декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Осетии.
- познакомить детей с понятием «чеканка».
- рассказать и показать каким образом выбиваются на фольге определенные рельефы.
- заинтересовать технологическим процессом. Вызывать чувство радости и удивления.
Задачи:
Обучающая:
- знакомить с декоративно прикладным искусством осетинского народа.
- дать понятие о национальных предметах; рассмотреть виды национального орнамента.
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность по ФЭМП для детей средней группы с использованием ИКТ „Чеканка“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- научить чеканке примитивным способом с применением фольги и подручных материалов.
Развивающая:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- развивать кругозор детей, пополнять активный словарный запас;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.
- воспитывать, настойчивость в достижении цели, аккуратность, художественный вкус и творческое отношение к работе.
- вызвать положительные эмоции у детей и родителей от совместной работы. - способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к его мастерам.
Материалы: часть группы оформлена под «Сувенирную лавку», где есть отделы «Изделия из глины», «Чеканка». Демонстрационные материалы для чеканки. Для детей : фартуки, фольга, лист картона, простой карандаш. Схемы изображения осетинского орнамента, трафареты.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос - ответ, беседа, сюрпризный момент.
Словарная работа:
Чеканка, животный, растительный, орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, мастер, орнамент.
Ход:
Дети заходят и становятся полукругом.
Воспитатель:
Посмотри какое небо голубое над тобой
Это горы, это реки, это все наш край родной.
Мы в Осетии живем песни звонкие поем
Говорим мы, раисом хорж,лучше края не найдешь.
-Ребята, как вы думаете, о каком родном крае эти стихи?
(О Осетии).
-А в какой республике мы живем?
(Северная Осетия- Алания.)
Дети: Мы живем в республике Северная Осетия – Алания.
Воспитатель: А знаете почему наша республика так называется?
(ответы детей)
Слайд 2
Когда то давным-давно на нашей земле жили предки осетин и называли их Аланы. Отсюда и появилось это название-Осетия Алания.
Ребята, а что такое ремесло?
Это профессия с помощью которой человек зарабатывает себе на жизнь.
Ремеслами в основном занимались бедные люди, чтобы заработать себе на хлеб.
Воспитатель: А, хотели ли вы хоть ненадолго перенестись на несколько столетий назад и посмотреть, как жили и чем занимались наши предки? Что они знали, что умели?
Дети. Да
Воспитатель: Жаль, что машины времени пока не существует. Но остались старинные вещи, изготовленные руками мастеров, которые могут о многом рассказать. Где мы можем их увидеть?
(ответы детей) (В магазине, музее)
Давайте отправимся с вами в сувенирный магазин.
Мастер: Здравствуйте, ребята. Я узнал, что вы собираетесь в магазин и решил вас встретить. Меня зовут Сослан, я – мастер-чеканщик. Свои изделия – чеканки я сдаю сюда в сувенирный магазин, чтобы их покупали, радовали ими себя и других. Хотите посмотреть на мои изделия?
(ответы детей).
(на двух столах лежат изделия из керамики и металла, дети подходят к столу с керамикой)
Я люблю здесь бывать. В этом магазине – как в волшебном сундучке есть много красивых вещей. Взгляните, какие интересные сувениры изготовили осетинские умельцы – здесь и игрушки, и предметы быта, и украшения.
(Подходят к столу с предметами из глины)
Как вы думаете из чего сделаны эти предметы?
И как их могли использовать в быту.
(Ответы детей : Из глины, носили воду, готовили еду, для еды)
Воспитатель: Молодцы ребята.
(дети подходят к столу с металлическими предметами)
Мастер: Это мой любимый отдел в этом магазине сюда я сдаю свои изделия.
Воспитатель:
Вы можете взять эти изделия рассмотреть и расставить все по местам.
Из чего сделаны эти красивые изделия? (из металла).
Как вы догадались? (они твёрдые, холодные, тяжелые).
А теперь еще раз посмотрите на изделия и скажите, чем они украшены? Правильно, осетинским орнаментом.
Воспитатель: Что же такое орнамент?
Дети: (Украшение, узор. .Узор, который повторяется много раз – называется орнаментом.)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен орнамент?
Дети: Для украшения.
Воспитатель. Посмотрите на экран, я покажу вам, какими орнаментами украшали осетины предметы быта и одежды
Слайд 3, 4.
Мастер: Эти повторяющиеся узоры называют орнаментом.
С древних времен осетины разрисовывали предметы одежды, мебели, посуды, жилища национальным для своего народа орнаментом.
Человек подсмотрел узоры для орнамента у природы.
Осетины жили в горах, охотились на горных туров, содержали овец.
И поэтому в орнаментах они используют :
-зиг-заг - это вершины снежных гор.
-завитки- это рога горного тура,барана.
-волнистая линия- это горные реки.
Слайд 5
Мастер: Может кто-нибудь знает, как называется такой художественный промысел? (чеканка).
Мастер: Изображение на листе металла называется чеканка. Давайте вместе повторим это новое слово
(индивидуальные ответы).
Слайд 6
Мастер: Изображение на листе железа получают с помощью специальных инструментов – чеканов и деревянного молотка.
Слайд 7
Мастер: Когда работают матера – чеканщики стоит красивый, мелодичный перезвон.
(включить видео)
Мастер: Хотели бы вы посмотреть как работает мастер –чеканщик.
(ответы детей)
Слайд 8
Звонит телефон.
Мастер: Извените ребята, важный звонок. (мастер имитирует разговор по телефону) к нам приезжает иностранная делегация. Они хотели бы приобрести чеканки, украшенные осетинским орнаментом. -в память о нашей республики.
К сожалению у меня не хватит подарков. Я один не успеваю их сделать, ведь они улетают уже утром.
- что же мне делать? (дети предлагают свою помощь)
-А умеете ли вы выполнять чеканку? (нет).
Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую и научу простым приемам этого мастерства. А как вы думаете с каким настроением мастер выполняет свою работу? (ответы детей : с хорошим, веселым.) А что нам помогает поднять настроение? Правильно хорошая музыка и танцы. Вот и я вам предлагаю зарядится хорошим настроение.
Слайд 9
(физминутка)
Мастер: Настоящие мастера берегут одежду, поэтому используют фартуки, я вам предлагаю тоже надеть фартуки.
Дети рассаживаются
- давайте вспомним, на чем изготовляли чеканки настоящие мастера? (на листе бумаги)
- вы у нас начинающие мастера – поэтому мы будем изготавливать чеканку на фольге-тонком листе металла.
Такая разновидностью чеканки, называется тиснение на фольге или, как еще ее называют, металлопластика.
Для работы с тонкой фольгой можно использовать вместо давильника палочку для суши, непишущую шариковую ручку, обычный карандаш или кисточку с круглым концом.
В работе вам помогут «Золотые правила мастеров» :
Доведи начатое дело до конца
Сделай работу не похожую на другие
Держи рабочее место в порядке
Помоги товарищу советом
Выставляются модели – схемы ("правила мастеров")
Мастер показывает этапы работы: для удобства под фольгу положим картон и делаем рельефное изображение на фольге. Самое первое изображение должно быть в центре. (Задумавшись) : А где же мы будем изображать осетинский орнамент? (по краям, в уголках, сбоку).
Мастер:- Итак, с чего начинается наша работа?
-Нужно нанести рисунок в центре подноса. А помочь вам могут трафареты, с осетинским орнаментом которые и используют настоящие осетинские мастера – чеканщики.
- Обводим рисунок по контуру на фольгу с помощью шариковой ручки. Убираем трафарет. Получается такой рисунок.
- Выбираем палочку любой толщины на ваш выбор и начинаем выстукивать точки вокруг контура. Вот что получается.
Деятельность детей.
Полюбуйтесь, какие красивые получились чеканки.
Мастер:- Ну вот и мы постарались вложить кусочек своего сердца в свою работу и расписали кувшины Осетинским орнаментом.
- Тебе какая нравиться? Почему? (2-3 ответа)
А где мы с вами сегодня побывали? (В сувенирном магазине, в мастерской, в прошлом)
-Чем мы сегодня занимались?
-Чем мы украшали поднос?
-А что вам сегодня понравилось больше всего?
Мне очень понравились ваши чеканки. Мне кажется любой иностранец в память о нашей республике приобретет такой сувенир. Спасибо вам ребята, за помощь. И я хочу вас угостить.
Раздача угощений.