Татьяна Архипова
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по экологии «Край, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендовано воспитателям ДОУ для организации и проведения образовательной деятельности.
Цель занятия: поддержание и развитие интереса к изучению родного края, города.
Задачи образовательных областей :
Познавательное развитие: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Саратовской области.
Публикация «Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по экологии „Край, в котором я живу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Речевое развитие : Развивать связную речь, умение грамматически правильно отвечать на поставленные вопросы воспитателя, заниматься словообразованием. Обогащать активный словарь словами: флора, фауна, заповедник, красная книга.
Социально – коммуникативное развитие: Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Художественно – эстетическое развитие: чтение произведений В. Степанова «Моя родина – Россия», произведения С. Есенина, Бальмонта, З. Александровой и т. д; воспитывать желание выполнять движения красиво, в такт музыки.
Используемые методы:
• Словесный: рассказы педагога и высказывания воспитанников;
• Наглядный: картинки растений животных, презентация;
• Практический: выполнение практической работы, заданий;
• Игровой: дидактические игры, игровые ситуации.
Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование, два стола, картинки с изображением растений, игрушки, изображающие животных, музыка природы, музыкальный центр, указка, плакат с надписью «Тот свой край не любит, кто его природу губит»
Методические советы на подготовительный период:
1. Важнейший этап работы – сбор материала. Используя собранный материал – книги, фотографии, рисунки – педагог выстраивает ход занятия, экскурсии.
2. Разучивание загадок о диких животных, заучивание стихов о Саратове, о Родине. Проведение д/и «Найди по описанию», д/и «Чудесный мешочек»
3. Изготовление методических материалов, подготовка презентации, атрибутов для проведения игр. Их готовит педагог, возможно с помощью родителей.
4. В ходе НОД работа проводится с группой, что позволяет ребенку чувствовать себя частью коллектива.
6. Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учит их предполагать, рассуждать.
7. Вся работа по подготовке и проведению НОД строится на взаимодействии педагога и музыкального руководителя ДОУ.
План НОД:
1. Организационное начало НОД.
2. Аутотренинг.
3. Постановка цели и задач.
4. Основная часть.
А) растения нашего края;
Б) животные нашего края;
В) заповедные места нашего края
5. Итог.
6. Окончание НОД.
Содержание НОД:
1. Организационное начало
Воспитатель с детьми заходят в красиво оформленный зал, приветствуют присутствующих.
2. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Прежде чем мы с вами начнем интересное путешествие, давайте закроем глаза и представим
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
3. Постановка цели и задач.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: - Родина место, где мы родились и живем.
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок)
Дети: - Наша Родина –Россия, город в котором мы живем – Саратов.
Да, мы с вами живём г Саратов, для нас он родной.
Ребё нок 1:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
Ребенок 2:
Волга, милая моя, ты красива, широка.
Посредине с островами и крутыми берегами-
На брегах леса густые, города стоят большие.
Город – град Саратов, церквями богатый.
Золочены купола и звенят колокола.
Через Волгу мост большой и построили другой.
Город весь в огнях сияет и цветной фонтан играет.
Стадионы, парки, ТЮЗы и большие ВУЗы,
Все увидеть можно в нем, в Саратове моем!
2. Путешествие по родному краю
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о природе нашего края, о ее флоре и фауне. А кто знает, что такое «флора», «фауна»?
Дети:-Флора – это весь растительный мир нашего края; Фауна – животный мир нашего края
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
А)Растения нашего края.
Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями. (картинки растений или слайд)
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребё нок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Б)Животные нашего края.
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра с мягкими игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Саратовской области.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).(музыка природы)
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.
В)Беседа о заповедных местах нашего края.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
Дети: заповедник – одна из форм охраны природы
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
Дети: национальный парк «Хвалынский», природный парк «Кумысная поляна», микрозаповедник «Моховое болото» презентация «Особо охраняемые природные территории Саратовской области»
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
Дети: в них находятся исчезающие виды растений и животных.
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Дети: Красная книга – списки редких и исчезающих видов растений и животных.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребята, повторим правила поведения на природе:
«Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить!»
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором
"НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".
5. Итог:
Воспитатель: - Вам понравилось наше путешествие? Что интересного вы сегодня увидели и узнали?
Как весело и увлекательно путешествовать по нашему городу. Предлагаю в выходные дни вместе с родителями посетить другие красивые места в нашем городе
6. Окончание НОД
Воспитатель: ребята, а теперь предлагаю вам пройти в группу, где нас ждет много интересных дел.
Дети прощаются и уходят в группу.
Методические советы по организации:
Интегрированную НОД в виде экскурсии, путешествия лучше организовать в музыкальном зале для создания положительного эмоционального настроя и большего пространства для передвижений. Главное – продумать расстановку оборудования и распределения дидактического материала. Дети должны иметь возможность свободно двигаться, но ничего не должно их отвлекать от выполнения какого-либо задания. В зале необходим музыкальный инструмент или музыкальный центр.
Методические советы на период ближайшего последствия:
Данная НОД – лишь одна из цикла по ознакомлению с родным городом. Знакомство дошкольников с родным городом, страной – процесс сложный и длительный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Для закрепления полученных знаний у детей рекомендовать родителям посещать общественно значимые места, беседовать с детьми об увиденном.
Литература:
1. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М. :ТЦ Сфера, 1999.
2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М. : ЦГЛ,2004.
3. Красная книга Саратовской области: Растения. Грибы. Лишайники. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Сарат. обл. Саратов, 2006. - 528 с.
4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарий, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. ред. В. З Макаров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007. – 300 с.