МААМ-картинки

Беседа «Самый главный оркестр» для младших школьников, учащихся музыкальных школ с использованием ИКТ

оксана Столяренко
Беседа «Самый главный оркестр» для младших школьников, учащихся музыкальных школ с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы

Столяренко О. В.

Беседа «Самый главный оркестр» для младших школьников, учащихся музыкальных школ.

В воображении композитора. когда он сочиняет музыку, рождается множество самых разнообраз-ных звуков. Они связаны с разными мыслями, впечатлениями, переживаниями композитора, Звуки соединяются, переплетаются, сливаются в один, снова разделяются на множество непохожих голосов. Складываются разные мелодии- весёлые и грустные,спокойные и боевые.

Публикация «Беседа „Самый главный оркестр“ для младших школьников, учащихся музыкальных школ с использованием ИКТ» размещена в разделах

Человеческому голосу не под силу передать всю эту красоту и богатство. Самый большой инстру-мент-орган прекрасно звучит, когда мелодия торжественная, плавная, но быстрые, переменчивые звуки не в его власти. Прекрасный инструмент скрипка, чуткий подвижный, выразительный, но и он не может полностью передать замысел композитора, особенно если тот задумал большое, ге-роическое произведение.

А что если к скрипке и её семье струнных присоединить духовые, щипковые, ударные, клавишные инструменты? Если каждому из них или группе подобных поручить свою партию? Если использовать всё мастерство музыкантов?

Вот тогда-то и родится музыка, которую мы называем симфонической.

Вы только представьте себе. на сцене сотня музыкантов. В руках у одних- скрипки, у других- альты, у третьих- виолончели, у четвёртых- контрабасы, у пятых-духовые инструменты. деревянные и медные, перед шестыми- ударные: барабаны, литавры, маленькие блестящие треугольники, колокола. А всё это вместе и будет симфонический оркестр.

Трудно сочинять музыку. Композитор должен найти мелодию, передающую его замысел точно, услышать голоса инструментов, которые будут её воспроизводить. но правильно, ярко исполнить уже готовое произведение тоже очень трудно. Каждый оркестрант должен отлично знать свою партию, чтобы нигде не сбиться. И этого мало. Обычно музыканты играют не все сразу. Оркестрант должен точно знать момент, когда ему начать и, наоборот, когда закончить играть. Кроме того, оркестрант должен знать, какую часть партии играть громко, какую тихо, какую быстро, а какую медленно.

Трудно пришлось бы музыкантам. если бы не дирижер. Он стоит на возвышении, лицом к оркест-ру и руководит его сложной работой. Делает это дирижер при помощи жестов-«машет руками», как говорят иногда несведущие люди. а оркестранты смотрят на дирижера и понимают, кому при-шла пора вступать в игру, какой темп надо взять. Именно дирижер соединяет музыкантов в единое

целое- в оркестр и помогает им действовать согласованно. Дирижер заботится и о том, чтобы как можно лучше был донесен замысел композитора.

Симфонический оркестр. Что-то большое, сложное. Но, представьте себе, не всегда он был таким, как сейчас.

Во второй половине 18 века, когда Гайдн и Моцарт сочиняли свои симфонии, оркестры были го-раздо меньше. Первая симфония Гайдна, например, написана для струнных, всего двух гобоев и двух валторн.

К концу 18 века установился наиболее удачный состав оркестра. который мы теперь называем малым симфоническим (или классическим). Туда входили струнные, группа деревянных духовых инструментов (две флейты, два гобоя,два кларнета, два фагота, группа медных духовых инстру-ментов и ударные-две литавры. Для такого оркестра сочинял симфонии Бетховен.

Со временем появлялись новые инструменты, совершенствовались старые. Например появились саксофоны. тубы.

И теперь в наши дни, большой симфонический оркестр состоит из восьмидесяти- ста инструмен-тов. вот как они называются по группам:

Струнные: скрипки (првая и вторая, альт, виолончель, контрабас.

Деревянные духовые:флейта, малая флейта, гобой, английский рожок, кларнет, фагот, контрафагот.

Медные духовые: валторна, труба, тромбон, туба.

Ударные: литавры, треугольники, Большой и малый барабаны, тарелки. бубен, ксилофон, колокола, колокольчики.

В современный оркестр входит и арфа. Иногда композиторы вводят в симфонические сочинения партии рояля, челесты и даже органа.

Беседа «Деревянные духовые инструменты» для дошкольников.

Флейта

Кто знает. когда и зачем первобытный человек срезал камышовую тростинку или стебель бамбука и, увидев что она внутри полая, пустая. подул в неё. Получился сипловатый, но довольно громкий звук. Звук этот был один, а хотелось играть разные мелодии. Можно было, конечно, нарезать много разных дудочек, и больших и маленьких, но играть попеременно на всех неудобно. Тогда человек придумал вот что: на дудочке он вырезал дырочки-отверстия, которые можно было затыкать пальцами. Дырочка открыта, воздух сквозь неё выходит, значит трубочка короче, а звук выше, и наоборот: отверстие закрыто, трубочка длиннее и звук ниже Вы и сами сможете летом смастерить такие дудочки. Так устроены и действуют все деревянные духовые инструменты, в том числе и флейта.

Флейта- латинское слово, переводится оно как «дыхание», «дуновение». Звук у неё светлый, высокий и немного свистящий.

Сейчас мы с вами услышим звук флейты. Звучит «Мелодия» К. Глюка в аудиозаписи). Какая пре-красная, печальная музыка! Она мне напомнила одну легенду. Жили два брата. Один злодейски убил другого из зависти и корысти. Никто не знал страшной тайны, и злодей наслаждался укра-денным счастьем. Но прошло время. На могиле убитого брата вырос тростник. Кто-то срезал тро-стник и сделал из него флейту, поднёс к губам, и та поведала людям печальную историю. Вот та-кая слава о флейте, а может о самой музыке, которая может рассказывать правдивее всяких слов.

Флейте хорошо удаются и напевное звучание, и самые сложные виртуозные пассажи.

Гобой

Гобой в переводе с французского означает «высокое дерево». Но на дерево он не похож ни ростом, ни цветом. «Высокое» скорее всего потому, что голос у него довольно высокий в сравнении с другими инструментами. А «дерево» _потому, что принадлежит к семье деревянных духовых инструментов. Звук гобоя в разных регистрах не одинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние- насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки-пронзительные. Очень хорошо гобой передаёт мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины природы. Но лучше всего гобою удаётся подражание звучанию свирели или пастушьего рожка. Ещё бы! Ведь гобой произошел от этих старинных народных инструментов. Он и внешне напоминает народную дудку: трубка с дырочками по всей длине,чтобы получались звуки разной высоты.

О старинных предшественниках гобоя создано не мало легенд, сказок, преданий. В одной из них рассказывается о том, Что однажды на город напали полчища крыс. Сами жители никак не могли от них избавиться. И тогда обратились за помощью к Крысолову. Тот смастерил из тростника ма-ленькую дудочку и начал играть на ней, да так, что все крысы, как зачарованные, пошли за Кры-соловом. Он шел медленно, уводя крыс от города всё дальше и дальше. Дойдя до реки, он стал переходить её вброд и продолжал играть. Крысы настолько были заворожены игрой музыканта, что не могли остановиться перед водой и утонули в реке. Так Крысолов избавил город от крыс.

Вот какой необыкновенной силой обладает звук инструмента, игра на нём и сама музыка.

Тарелки

Множество предметов окружает человека, и каждый из них может звучать от удара, издавая свой особенный, характерный звук: звенящий или шуршащий, стучащий или дребезжащий или гудя-щий. Некоторые из этих звуков используют в оркестре. Как правило их издают ударные инстру-менты, и среди них- тарелки. Не правда ли странное название? В тарелки бьют, а осколки не летят. Это потому, что оркестровые тарелки-металлический ударный инструмент. Он состоит из двух круглых плоских пластин. Сильный и красивый звук, извлекаемый ударом тарелок друг о друга, получается звенящим, пышным. Кроме того для извлечения звука используется палочка или металлическая метёлочка-щётка. Звук при этом получается лёегкий, слегка шипящий. Тарелки- один из самых древних инструментов в симфоническом оркестре.

Литература:

Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я» (СПб. :Композитор, 1997)

Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» (М. :Советский композитор, 1988).

Использованные ресурсы:

eomi.ws

www.muz-urok.ru

www.wikpedia.org

www.kakprosto.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Музыка на картине». Музыкальный развивающий уголок на прогулочном участке«Музыка на картине». Музыкальный развивающий уголок на прогулочном участке Наше северное лето не балует нас пышностью трав, разноцветьем и яркостью цветов. Поэтому на внешней стене музыкального зала мы решили создать.

«Шумелки». Многофункциональная развивающая игра«Шумелки». Многофункциональная развивающая игра Шумелки Дидактическая игра Цель: Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, память, внимание. Формировать понимание звуковых образов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа «Самый главный оркестр» для младших школьников, учащихся музыкальных школ с использованием ИКТ
Опубликовано: 3 января 2014 в 19:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа «Самый главный оркестр» для младших школьников, учащихся музыкальных школ с использованием ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем оксана Столяренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД