Елена Прокоп
Инструктаж для родителей «Безопасность детей в летний период» (ч.2)
▼ Скачать + Заказать документы
ИНСТРУКЦИЯ № 3
по оказанию первой помощи детям
при отравлениях ядовитыми растениями и грибами,
тепловом или солнечном ударах
1. Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями
1.1. Перечень ядовитых растений:
– белена черная;
– дурман обыкновенный (ядовиты все части растения);
– клещевина обыкновенная (отравление происходит семенами, похожими на фасоль и бобы - употребление 10 семян приводит к смерти);
– паслен черный;
– волчьи ягоды;
– амброзия.
1.2. Симптомы отравления ядовитыми растениями и оказание первой доврачебной помощи.
Публикация «Инструктаж для родителей „Безопасность детей в летний период“ (ч,2)» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Безопасность в летний период. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Белена черная – сухость слизистой полости рта и кожи, кожная сыпь, осиплость голоса, жажда, тошнота, рвота, задержка мочеиспускания, повышение температуры тела, судороги. Время развития симптомов - от 10 мин до 10–15 ч. При отравлении беленой черной показано промывание желудка раствором гидрокарбоната натрия с активированным углем, влажное обвертывание, холод на голову, паховые области, симптоматическое лечение.
Дурман обыкновенный – сухость слизистой полости рта и кожи, кожная сыпь, осиплость голоса, жажда, тошнота, рвота, задержка мочеиспускания, повышение температуры тела, судороги. Время развития симптомов - от 10 мин до 10–15 ч. При отравлении дурманом обыкновенным показано промывание желудка раствором гидрокарбоната натрия с активированным углем, влажное обертывание, холод на голову, паховые области, симптоматическое лечение.
Клещевина обыкновенная – недомогание, тошнота, рвота, боль и жжение в пищеводе и желудке,, сонливость, потеря ориентации, сознания, цианоз, нарушение сердечной деятельности, судороги, понижение температуры тела. При отравлении клещевиной обыкновенной следует провести многократное промывание желудка. Рекомендуется также клизма с введением активированного угля, прием слизистых отваров (кисель, желе, полный покой с обогреванием тела.
Паслен черный – боль в животе, тошнота, рвота, депрессивное состояние, головокружение, затрудненное дыхание, неправильный пульс, нарушение сердечной деятельности, коматозное состояние. При отравлении пасленом черным показано промывание желудка активированным углем, искусственная вентиляция легких.
1.3. Во всех случаях отравлений ядовитыми растениями должна быть проведена госпитализация в лечебное учреждение.
2. Первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами
2.1. Отравление наступает при употреблении в пищу ядовитых грибов (мухоморы, бледная и зеленая поганка, ложные опята, а также условно съедобных грибов (строчки, сморчки, свинушки, волнушки, сыроежки) при их недостаточной кулинарной обработке (если они мало промыты, не выдержаны в воде, плохо проварены, не прожарены). Скрытый период отравления длится 1–4, реже 10 ч. Затем возникают тошнота, рвота, разлитая боль в животе, диарея, может появиться желтуха, при тяжелых отравлениях – параличи, кома.
2.2. При оказании помощи рекомендуется обильное питье с последующим вызыванием рвоты, очистительная клизма, промывание желудка активированным углем.
3. Чтобы избежать пищевых отравлений, нужно пользоваться простыми правилами по профилактике:
3.1. Собирать надо только те грибы, которые Вы хорошо знаете. Незнакомые и сомнительные грибы брать не следует.
3.2. Не следует собирать старые, переросшие грибы, хотя они и не червивые.
3.3. Грибы - продукт скоропортящийся, и долго хранить их нельзя, особенно в тепле. Остерегайтесь повторного использования и разогревания грибных блюд, особенно с картофелем. Отравления часто происходят от испортившейся или неправильно приготовленной грибной пищи, а не от ядовитых грибов.
3.4. Не храните солёные грибы в оцинкованной, алюминиевой и глиняной посуде.
3.5. Ни в коем случае нельзя пробовать на вкус неизвестный гриб. Нельзя есть грибы сырыми. В грибную пору не оставляйте детей одних в лесу или в парке. Предупредите их, чтобы они не трогали грибов без Вашего ведома.
3.6. Все собранные пластинчатые грибы - млечники (волнушки, грузди, валуи и др.) перед засолом необходимо вымочить или отварить (иногда и то, и другое, чтобы удалить горький и едкий вкус. Эти грибы не следует жарить и варить.
3.7. Собирая шампиньоны, обязательно смотрите на цвет пластинок, которые должны быть розовыми и даже чёрными (у старых экземпляров). У двойника шампиньона - бледной поганки - пластинки белые.
3.8. Пластинчатые грибы. Похожие на сыроежки, рядовики, но имеющие на нижней части ножки клубневидное утолщение, как у бледной поганки и мухомора, брать ни в коем случае нельзя.
3.9. При сборе опёнков никогда не берите похожих на них грибов с ярко окрашенной блестящей шляпкой.
3.10. Для приготовления грибного супа или поджарки следует брать только явно съедобные грибы, без червоточин и признаков гниения, тщательно промытые; грибы хорошо отваривают или прожаривают.
4. Первая помощь при тепловом, солнечном ударе
4.1. У ребенка, длительное время находящегося в сильно натопленном помещении или жаркую безветренную погоду в тени, может произойти тепловой удар: нарушается нормальная терморегуляция организма, повышается температура тела, появляются вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушается координация движения. В более тяжелых случаях учащается дыхание, бледнеет лицо, наступает потеря сознания. То же происходит и при длительном воздействии на непокрытую голову ребенка прямых солнечных лучей (солнечный удар).
4.2. При первых признаках теплового или солнечного удара пострадавшего необходимо перевести в тенистое, прохладное место, снять одежду, смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания или сильном его ослаблении сделать искусственное дыхание.
ИНСТРУКЦИЯ № 4
по оказанию первой помощи детям при укусах насекомых
1. Родители должны знать : укусы каких насекомых могут быть опасны для здоровья и какую первую помощь они могут оказать пострадавшему ребёнку.
2. При рассматривании с ребёнком иллюстраций, наблюдая в природе разных насекомых, необходимо знакомить детей с насекомыми, объясняя их пользу и возможный вред:
•Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.
•Более 80% растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать, что цветок - результат совместной эволюции растений и насекомых.
•Насекомые - важнейший элемент пищевых пирамид.
•Огромную роль насекомые играют в почвообразовании (разрыхление почвы, обогащение ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, санитарная роль и круговорот веществ в природе).
•Если соблюдать правила поведения с насекомыми, то можно сохранить здоровье и им и себе!
3. Ребенку необходимо разъяснить правила поведения при встрече с опасными насекомыми:
•Увидев осиное гнездо, можно наблюдать за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухнет.
•Если рядом летает пчела, стараться быть спокойным, не махать руками, перейти в другое место.
•Встретив на пути муравья, не трогать его, понаблюдать, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Если им не мешать - они не укусят.
•Защищаться от комаров надо, используя мази, отпугивающие насекомых. Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
•Чтобы избавиться от мух, не оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях.
•Никогда не расчесывать места укусов, чтобы не занести в организм инфекцию.
4. Детей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир и часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Многие насекомые переносят опасные болезни, и просто досаждают человеку. Донесите до ребё нка следующую информацию:
Примеры переносчиков:
мухи – переносчики кишечных инфекций, яиц глистов. Для защиты от них принимаются профилактические и истребительные меры. С помощью сеток и иных приспособлений предотвращается попадание мух в жилые помещения. В местах, где обильны взрослые насекомые, расставляются отравленные приманки и липкие ленты-ловушки.
комары – переносчики малярии, жёлтой лихорадки, лихорадки денге;
блохи – переносчики чумы, туляремии;
москиты – переносчики лейшманиозов, лихорадки паппатачи, бартонеллёза.
4. Первая помощь при укусах насекомых
4.1. Для детей опасны укусы пчел, ос, слепней. При укусах возможна только местная реакция, которая проявляется жгучей болью, покраснением и отеком в месте укуса. Наиболее ярко это выражено при укусе лица и шеи. Особенно опасны и болезненны укусы в глаза и слизистые рта, губы. При этом возможно серьезное повреждение органов зрения. Отек, развивающийся при укусах в губы и слизистую рта, может привести к удушью и смерти.
4.2. Общие симптомы при укусах: озноб, повышение температуры, одышка, головокружение, головная боль, учащение сердцебиения, боли в области сердца, тошнота, рвота, обмороки.
4.3. При оказании помощи в первую очередь следует удалить жало из места укуса, затем промыть ранку спиртом и положить холод. При развитии удушья ребенка необходимо срочно госпитализировать.
5. Первая помощь при укусах клеща
Особое внимание следует обращать на детей с укусами клеща. После осмотра ребенка необходимо:
– обратиться в медицинское учреждение для удаления клеща или удалить клеща самостоятельно, соблюдая требования к данной процедуре;
– измерить температуру;
– при отсутствии повышенной температуры в ближайшее время после укуса - измерять её в течение 14 дней;
– при ухудшении состояния и повышении температуры – немедленно госпитализировать больного в инфекционный стационар в связи с опасностью крымской геморрагической лихорадки;
– обратить внимание на возможные проявления геморрагического синдрома: носовые кровотечения, кровянистые выделения из половых путей, кровоточивость десен. При выявлении вышеперечисленных симптомов немедленно госпитализировать ребенка в инфекционный стационар;
– в случае несвоевременного оказания медицинской помощи возможны крайне тяжёлые проявления болезни, осложнения и неблагоприятный исход.