Фатимат Охтова
«Заюшкина избушка». Инсценировка сказки в старшей группе в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей интереса к театральной деятельности, через драматизацию знакомой сказки.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;
расширять представления детей о театрах г. Омска;
продолжать знакомить с театральной терминологией (сюжет спектакля, опера, балет, актёр, зрители, зрительный зал);
продолжать формировать умение чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.).
Коррекционно - развивающие:
ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная избушка, несу косу на плечи, посечи, сижу на печи).
Темочки:
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- «Заюшкина избушка». Театр, театрализация, драматизация
- Темочки
закреплять умение определять сказку по её героям и описательной загадке;
формировать умение воспроизводить сюжет сказки по опорным картинкам;
развивать пластику, речь, логическое мышление, воображение;
совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям;
развивать слуховую память;
продолжать развивать связную речь через формирование ответа полным предложением;
развивать динамическую координацию движений пальцев рук;
развивать общие двигательные навыки.
Коррекционно - воспитательные:
воспитывать интерес к театральной деятельности;
формировать чувство успешности для каждого ребёнка;
воспитывать чувство сопереживания, сочувствия;
воспитывать самостоятельность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца;
развивать желание радовать зрителей театральными постановками.
воспитывать чувство товарищества, доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам;
воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Методы и приёмы:
словесный (беседа, рассказ, отгадывание загадок, вопросы даны с точки зрения развития мыслительной деятельности, развитие связной речи);
наглядно-демонстрационный (сюжетные картинки к сказке «Заюшкина избушка», мультимедийная презентация на тему «Театры города Омска»);
игровой (д/и «Вспомни сюжет сказки», игра-упражнение в актёрском мастерстве «Угадай по фразе персонажа и изобрази его».)
Материалы и оборудование: ноутбук, телефон, пальчиковый театр «Рукавичка», игрушка «Незнайка», 3 мольберта, ширмы с изображением ледяной и лубяной избушек, пенёк, декоративное дерево, игрушечная коса, костюмы и маски для персонажей сказки (заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух, сумочки на каждого ребёнка для фишек- масок, 3 комплекта сюжетных картинок на магнитах к сказке «Заюшкина избушка», фишки-маски и цветы для оценивания детей.
Ход НОД:
Организационный момент. Мотивация.
Дети вместе с воспитателем рассматриваю новый кукольный театр.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, в нашей группе появился новый кукольный театр. Как вы думаете, из какой сказки эти герои?»
Дети: «Рукавичка».
Воспитатель: «Как вы это поняли?»
Дети: «Название сказки поняли по рукавичке и по персонажам сказки».
Сообщение темы, цели, задач НОД.
Воспитатель: (звонит телефон, воспитатель показывает детям фото абонента). «Ребята, кто же нам звонит?»
Дети: «Незнайка». (Дети отвечают на звонок, приветствуют персонажа).
Аудиозапись «Незнайка»: «Здравствуйте, ребята».
Воспитатель: «Незнайка, почему ты грустный?»
Аудиозапись «Незнайка»: «Все мои друзья ходят на спектакли, и мне хочется, но я не знаю, как туда попасть».
Воспитатель: «Ребята, поможем Незнайке?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «А как мы можем ему помочь?»
Ребёнок: «Мы сами можем показать ему спектакль».
Воспитатель: «Незнайка, приходи к нам в гости!»
Аудиозапись «Незнайка»: «Здорово, бегу к вам».
Воспитатель: «Ребята, скоро к нам придёт Незнайка, и мы покажем ему спектакль. А кто будет актёрами этого спектакля?»
Ребёнок: «Мы».
Воспитатель: «Верно, тема нашего занятия: «Спектакль для Незнайки», подумайте, какая цель нашего занятия?»
Ребёнок: «Показать спектакль Незнайке».
Воспитатель: «Верно, наша цель: перевоплотиться в персонажей знакомой сказки и показать спектакль. Мы с вами часто ставим спектакли?
Дети: «Да».
Воспитатель: «Ребята, вспомните, героями какой сказки мы были в прошлый раз?»
Ребёнок: «Сказка Владимира Сутеева «Яблоко»».
Воспитатель: «Верно. Ребята, сегодня мы не только покажем спектакль для Незнайки, мы также познакомимся с некоторыми театрами города Омска, узнаем, как они выглядят, какие спектакли в них ставят. Продолжим знакомство с профессией «актёр». Каждый из вас будет угадывать персонажа сказки по его фразе; мы будем продолжать учиться с интонацией, выразительно произносить реплики сказочных героев; грамотно выстраивать свои фразы; изображать сказочных героев с помощью мимики и жестов. В парах вы вспомните сюжет знакомой сказки и покажете спектакль Незнайке. А оценивать Вы себя будете с помощью масок. Как вы думаете, что означает большая маска?».
Ребёнок: «Большую маску можно получить, если ответ был верный, речь грамотной, не требовали помощи взрослого и друзей, жесты и голос соответствовали нашему персонажу».
Воспитатель: «Правильно. А маленькая маска что означает?»
Ребёнок: «Маленькая маска означает, что ответ был неточный, понадобилась помощь воспитателя или друзей, речь была не чёткой, не до конца передали образ персонажа».
Воспитатель: «Всё верно. Оценивать вы будете себя сами, а также будете оценивать работу друг друга. В конце занятия ваши маски помогут нам понять, кто был самым успешным сегодня. Напоминаю, мы уважительно относимся друг к другу, слушаем внимательно, не перебиваем друг друга. Ребята, я слышу чьи-то шаги, наверное, это Незнайка».
Основной этап НОД.
Воспитатель выходит в приёмную и возвращается с Незнайкой. Педагог приглашает детей подойти к игрушке. Дети приветствуют Незнайку.
Аудиозапись «Незнайка»: «Ребята, спасибо, что пригласили меня! А что, спектакли показывают в детском саду?»
Ребёнок: «Обычно спектакли показывают в театрах».
Аудиозапись «Незнайка»: «А что такое театр?»
Ребёнок: «Это здание, в котором актёры показывают людям спектакли».
Воспитатель: «Правильно. Ребята, я предлагаю вам более подробно поговорить о театрах. Присаживайтесь напротив ноутбука».
Беседа с детьми о театрах г. Омска, показ мультимедийной презентации по теме.
Слайд 1.
(На слайде изображён театр «Арлекин», а также появляются фото актёров театра, кукол).
Воспитатель: «Слово «театр» произошло в древней Греции и в переводе с древнегреческого языка означает «зрелище и место для зрелищ». Ребята, а какие театры г. Омска вы знаете?»
Ребёнок: «Арлекин».
Воспитатель: «Действительно, есть такой театр, о нём и о других театрах мы сейчас поговорим. Посмотрите на слайд, здесь представлен знакомый вам театр куклы, актёра, маски «Арлекин». Назовите главных актёров этого театра?»
Ребёнок: «Это куклы».
Воспитатель: «А оживают они с помощью актёров – людей и спектакли в этом театре показывают для детей».
Слайд 2.
(На слайде изображён театр ТЮЗ, а также появляются фото актёров театра в образе).
Воспитатель: «Ребята, кто-нибудь знает название этого театра? Этот театр называется ТЮЗ – театр юного зрителя. Повторим название вместе. Спектакли для детей показывают актёры, перевоплотившись в своих персонажей с помощью костюмов и грима».
Слайд 3.
(На слайде изображён музыкальный театр, а также появляются фото актёров балета, оперы, оперетты).
Воспитатель: «Ребята, а этот театра вам знаком? Это музыкальный театр. Как вы думаете, чем отличаются спектакли музыкального театра от спектаклей других театров?»
Ребёнок: «В музыкальном театре показывают музыкальные спектакли, в которых актёры танцуют и поют».
Воспитатель: «Всё верно. Также в этом театре можно посмотреть балет – актёры только танцуют, оперу – актёры только поют».
Воспитатель: «Ребята, вы запомнили, какие театры есть в городе Омске? В следующий раз мы поговорим о других театрах нашего города. Незнайка, а ты понял, что такое театр и спектакль? Незнайка, раз сегодня ты у нас в гостях, мы покажем тебе свой спектакль, в котором актёрами будут наши дети. Ребята, а что нам может помочь в выборе сказки для спектакля?»
Ребёнок: «Книги, наш сундучок сказок».
Воспитатель: «Всё верно, но в книгах сказок много, выбирать будем долго, а наш волшебный сундучок поможет нам с выбором намного быстрее. Подходите к сундучку, посмотрим, какую сказку в этот раз он для нас приготовил. Ребята, но перед тем как я открою сундучок, скажите мне, что должен уметь настоящий актёр?»
Дети: «Он должен говорить чётко, хорошо знать свою роль, с помощью голоса и жестов показывать своего персонажа».
Воспитатель: «Всё верно! Ребята, пришло время открыть наш сундучок (воспитатель открывает сундучок под музыкальное сопровождение). Ребята, в сундучке много масок, сейчас мы их рассмотрим. Вероника, чья эта маска?».
Ребёнок 1.: «Эта маска медведя».
Воспитатель достаёт маски из сундучка и каждого ребёнка просит назвать хозяина маски. Дети отвечают полным ответом.
Воспитатель: «Посмотрите внимательно на маски и подумайте, героями какой сказки они являются?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Определить, кто из вас прав нам поможет загадка».
Дом растаял ледяной – попросилась в лубяной.
Приютил её зайчишка, сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог, лису выгнал за порог.
Воспитатель: «Узнали сказку?»
Дети: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: «Кто написал эту сказку?
Ребёнок: «Русский народ, русская народная сказка».
Воспитатель: «Для того чтобы понять хватит ли всем масок, посчитаем их».
Дети: «Одна маска, две маски… Всего 6 масок и нас шесть, каждому достанется роль».
Воспитатель: «Вы позволите мне произносить слова автора?»
Воспитатель: «Для начала предлагаю вам вспомнить сюжет сказки. А что такое «сюжет сказки»?»
Ребёнок: «Это действия, которые происходят в сказке».
Воспитатель: «Верно, вспоминать сюжет предлагаю вам в парах, для этого вам нужно сюжетные картинки расставить по порядку» (работа на мольбертах с магнитными картинками). «Но для начала, разомнём наши пальчики»
Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка».
Хитрая лисичка прогнала зайчишку (сжимаем и разжимаем кулачки).
Зайка долго плакал, долго горевал (трясём кистями рук).
Пёс и волк, и мишка (хлопаем в ладоши)
Бежали от лисички (ходьба пальчиками).
А смелый петушок другом зайке стал (сжимают и разжимают растопыренные пальцы, соединив ладони).
Воспитатель: «Ребята, готовы к работе? Вспомните правила работы в парах и приступайте».
Дидактическая игра «Вспомним сюжет сказки».
Дети в парах расставляют сюжетные картинки по порядку. После выполнения задания все вместе проверяют работу друг друга, и воспитатель предлагает детям оценить себя с помощью масок-фишек. Маски воспитанники кладут в индивидуальные сумочки.
Воспитатель: «Сюжет сказки вы вспомнили, пришло время распределять роли. Не смотря в сундучок, доставайте фишку с изображением героя».
Определив свою роль, дети надевают соответствующие маски и жилеты.
Воспитатель: «Ребята, вы знаете, что настоящим актёрам перед спектаклем нужна репетиция? Пока наш Незнайка отошёл в буфет, я предлагаю вам провести репетицию, согласны?»
Игра-упражнение в актёрском мастерстве «Угадай по фразе персонажа и изобрази его».
Воспитатель называет фразу персонажа, дети отгадывают героя сказки. Ребёнок, исполняющий данную роль, изображает своего персонажа с помощью голоса (повторяет свою фразу с подходящей интонацией, мимики, движений».
Фразы для игры:
«Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лесу посечи: Пошла, лиса с печи»;
«Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала»;
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам»;
«О чём, заинька плачешь?» (каждый герой говорит эту фразу, изменяя голос, мимику, жесты в соответствии со своим персонажем).
После игры дети оценивают себя масками-фишками.
Воспитатель: «Ребята, вот и Незнайка наш вернулся из буфета, сытый и весёлый! Пришло время для спектакля! Я вам предлагаю не только быть актёрами, но и зрителями. Пока ваше действие не началось, вы можете сидеть в зрительном зале и после своего выступления можно опять вернуться в зрительный зал. Подскажите, как должны вести себя зрители?».
Дети: «Нельзя разговаривать друг с другом. Нужно внимательно слушать актёров».
Драматизация сказки «Заюшкина избушка.
Аудиозапись «Незнайка» (аплодисменты): «Молодцы! Здорово! Браво!»
После драматизации дети оценивают игру друг друга.
Рефлексия. Итоги.
Воспитатель: «Незнайка, как настоящий зритель, принёс для вас цветы. Но они разные: большие, поменьше и маленькие. Большой цветок для деток, у которых все три маски-фишки большого размера, цветок поменьше для тех, у кого одна маска из трёх маленькая, ну а маленькие цветы – если две и больше масок маленькие». Дети разбирают цветы.
Воспитатель: «Ребята, Незнайке очень понравился ваш спектакль. Вы большие молодцы! Напомните, чем мы сегодня занимались?»
Ребёнок: «Показывали спектакль для Незнайки».
Воспитатель: «Всё ли получилось? Достигли мы поставленной цели? Что нового узнали? Зачем нам это знание? Какие сложности испытывали? Что больше всего понравилось?». Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, Незнайке очень понравился спектакль и он хочет книжку с этой сказкой. Читать он не умеет, но иллюстрации рассматривать любит. Пожалуйста, дома вместе с родителями нарисуйте иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», а завтра из ваших иллюстраций соберём книжку для Незнайки». Дети прощаются с персонажем.