Татьяна Хулугурова
Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам воспитания детей.
Публикация «Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы)» размещена в разделах
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила цель и несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Цель:
Формирование ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим его людям, познавательного интереса к родному краю, малой Родине и её природе.
Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, области.
2. Развивать понимание историко – культурного наследия своего народа и ценностного отношения к нему.
3. Воспитывать любовь, уважение к своей нации; чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантное отношение к представителям других национальностей – сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.
4. Формировать основы экологической культуры.
5. Расширять объё м знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.
6. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на этнокультурной основе.
Провела в начале года диагностику уровня социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту :
Высокий уровень -8 детей
Средний уровень -14 детей
Низкий уровень- 3 детей
По результатам диагностики и программных задач составила проект «Моя малая Родина» по этнокультурному компоненту в старшей группе.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия
Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в саду, нести ответственность за их выполнение.
Место проживания: поселок, район, область; предприятия родного поселка и их значимость; достопримечательности, климатические условия; флору и фауну поселка и области; должны знать основы экологической культуры (научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).
находить на карте области свой район и посёлок, знать природоохранительные мероприятия.
Свою нацию, русскую, бурятскую культуру, язык, традиции; должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу Сибири – Иркутск, столицу Эхирит – Булагатского района – п. Усть - Ордынский. Их историю, культуру, традиции. Дети должны знать флаг, герб, гимн района и области.
Называть представителей других национальностей, населяющих малую Родину. Уважать их культуру и традиции.
Основные направления реализации проекта :
1. Разработать проекты.
2. Разработать и провести циклы занятий, экскурсий.
3. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.
3.1. Проведение праздников в детском саду.
3.2. Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.
3.3. Деятельность Центра народного творчества детей.
4. Физкультура и здоровье.
5. Акции:
1. «Покормите птиц зимой»;
2. «Озеленение территории детского сада»;
3. «Трудовой десант» (уборка территории д/сада);
6. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.
7. Работа с родителями.
8. Социальное развитие.
Свою работу начала с наполнения предметного окружения детей объектами национальной культуры. Создала уголок познавательного развития о родном крае, где сосредоточены дидактические игры: «Мой дом», «Наша родина»; познавательная литература о родном крае: «География Иркутской области», «История Усть-Ордынского округа», «Байкал - остров Ольхон»; Энциклопедия «Сто мест, где надо побывать», «Живая природа России»; а также фотоальбомы: «Наш поселок», «Степные напевы», «Памятные места п. Усть-Ордынский», «Здесь рождаются легенды. Усть-Ордынский округ», «Земля, где возникла их сила», «Усть-Ордынский окружной краеведческий музей», «Растительный мир озера Байкал», «Промышленность Иркутской области», «Наш детский сад»; пособие – «Свадебные обряды западных бурят в конце 19 - начале 20 века», «Празднование масленицы»; наглядно-дидактическое пособие: «Расскажи про детский сад», «Наша Родина Россия», «Художественное творчество», иллюстрации о быте и традициях бурятского народа; видеотека: о г. Иркутске, флора и фауна Байкала, архитектурно-этнографический музей Тальцы, Празднование масленицы на Байкале, Туризм и отдых в Бурятии и т. д.
Реализация плана осуществляется через различные виды деятельности: совместную деятельность педагога с детьми (НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями и социумом.
Непосредственно образовательная деятельность - Познание
(формирование целостной картины мира)
«Детский сад - второй наш дом».
Конспект НОД. Познание (ФЦКМ) «Мой поселок»
Интегрированное НОД: Познание (ФЦКМ, Художественное творчество
(нетрадиционное рисование) «Сказочный зимний пейзаж»
Интеллектуальная игра «Знатоки родного края»
В утренние и вечерние режимные моменты с детьми идет закрепление знакомого материала, разучиваем стихи, песни, читаем народные русские и бурятские сказки, отгадываем загадки, познакомились с новыми дидактическими играми: «Мой дом», «Наша Родина», с бурятскими народными подвижными играми: «Загони барашка», «Ниточка, иголочка, узелок», «Варежка» и т. д.
В своей работе по знакомству с малой Родиной широко используем разные экскурсии.
Экскурсия по детскому саду
Экскурсия в Усть-Ордынский государственный национальный музей и мини - музей детского сада.
Экскурсия к памятникам героям ВОВ.
Экскурсия в лес
Организации и проведению праздников мы уделяем особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как «Осенины», «Масленица», «Праздник Белого месяца - «Сагаалган» и др.
Выставки детского творчества.
Сотворчество детей и родителей.
Работа с родителями.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как
складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому я стараюсь значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей. В нашей группе родители составляли родословную своей семьи.
Участвуют в праздниках, конкурсах. Например, приняли активное участие в конкурсе «Чудеса из даров природы".
В конкурсе на лучший участок детского сада.
Оказали родители помощь в конкурсе на лучший уголок по художественному творчеству. Мы заняли первое место.
Принимали участие в конкурсе «Национальных бурятских блюд» к празднику Белого месяца – Сагаалган, акция «Трудовой десант».
Конкурс кормушек и домиков для птиц «Они скажут спасибо».
Совместное развлечение с участием родителей «Бурятские народные игры».
Социальное партнёрство
Мы с детьми активно взаимодействуем с социумом, посещаем открытые мероприятия и сами в них участвуем.
«День защиты детей» в Усть – Ордынском государственном национальном музее, где получили сертификат за активное участие в празднике.
Утренник «День Матери» в Национальном музее УОБО.
Участвовали в мастер – классе по изучению бурятского народного танца «Ёхор», который проводила хореограф народного ансамбля «Степные напевы» Людмила Хусхаева в нашем детском саду.
В рамках работы по этнокультурному компоненту мы участвовали в окружной акции «Говорим на родном языке», где получили почётную грамоту и благодарность воспитателю.
Центр народного творчества у нас в гостях. Изготовление магнитов с использованием бурятской культуры.
Выступление детей к «Дню Матери» в Национальной библиотеке им. Хангалова.
Конкурс окружной газеты «Панорама Округа» на тему: «Вот это урожай». Заняли 1 место.
Выступление на открытии детского сада в с. Алужино.
Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень сформированности представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике.
Высокий уровень -11 детей
Средний уровень -13 детей
Низкий уровень- 1
В завершение хотелось бы сказать не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.