Светлана Глушко
Инновационный проект
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект
Чуткость,восприимчивость к красоте
в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает моральную
красоту, рождая непримиримость ко всему
пошлому, уродливому.
В. А. Сухомлинский
«Меж прошлым и будущим нить
Я тку неустанной рукою:
Хочу для грядущих столетий
Покорно и честно служить
Трудом и борьбою…»
К. Бальмонт.
«Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?» - писал Л. Н. Толстой.
Публикация «Инновационный проект» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой ДЕТСТВО. Не заглянув в этот мир, невозможно понять не только детей, но и самого себя. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники.
Детская душа желает приобщить к чуду. Моя же роль, помогать детям, обнаруживать чудеса каждый день. Работая с младшими дошкольниками, я поняла, что хороших результатов в обучении и воспитании нельзя добиться принуждением, постоянными замечаниями, нравоучениями. Доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, проблемность на каждом этапе обучения и воспитания, введение познавательных и занимательных игр – вот что помогает добиться высокого уровня знаний и воспитанности детей. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с: художественным воспитанием детей, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, фантазии, воображения, инициативности, раскрепощенности и т. д.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное – помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Чем старше становятся дети, чем выше оказуется уровень общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, самостоятельно находить выход из возникших в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовывать реальную, а не воображаемую, трудовую деятельность для решения игровых задач.
Игра – подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно – образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. К таким играм можно отнести театрализованные игры и игры – представления.
Целью своего развития считаю: обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развития творческих способностей ребенка.
Перспективными задачами моей деятельности явились:
1. Создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру;
2. Развитие коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
3. Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога).
Деятельность образовательного процесса организуется с учетом следующих принципов:
• Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
• Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
• Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
• Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
• Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Эти слова из программы С. И. Мерзляковой «Волшебный мир театра», в которой взяты за основу театрально – игровая деятельность детей. Целью программы является развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений. В дальнейшем я хочу приобрести эту программу и применять её в своей практике.
Свои театрализованные занятия с детьми я провожу один раз в неделю во – второй половине дня.
Свою перспективу я вижу в развитии личности ребенка, в воспитании его познавательных потребностей, в открытии в ребенке новых возможностей.
Основные направления в моей педагогической деятельности – театрализованная деятельность, развитие творческих способностей ребенка, эмоциональное восприятие окружающей действительности. Эмоциональные дети – талантливые дети!
В процессе работы по театральному творчеству я и возможно многие другие педагоги как бы ставят эксперимент: удастся ли сформировать у детей глубокие познания об окружающем мире, прикоснуться к философскому осмыслению многих важных понятий; на каком уровне это возможно у дошкольников. А может быть, юные философы окажутся мудрее, чем думают о них взрослые?
Именно такой исследовательский подход к организации театральной деятельности – толчок для глубинного развития личности ребенка. И вся работа – не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления, продемонстрировать достижения и таланты, но и открытие вместе с детьми сложного мира, в том числе и такого, как волшебный мир театра!