Марина Василькина
Инновационный проект «Путешествие в сказку»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»
Инновационный проект
«Путешествие в сказку»
Автор проекта : Василькина М. А. ,
воспитатель
Саранск, 2014 г.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и
настоящее дело, как игра: она нужна ему
для того, чтобы определиться, чтобы изучить
себя, измерить, оценить свои возможности».
Д. Родари
Автор проекта : Василькина Марина Александровна, воспитатель
Публикация «Инновационный проект „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, родители воспитанников.
Вид проекта : творческий, групповой
Тип проекта : долгосрочный
Целеполагание
Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и читают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.
Сказки составляют для ребёнка особый мир, который дети воспринимают активно.
Сказка - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории, она устанавливает связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные».
Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка нужна детям для того, чтобы создать представления о пространстве («далеко-близко») и о времени («давно - сейчас», «сначала - потом», «вчера – сегодня – завтра»).
Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создаёт.
Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна. Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, воспитывает гуманные чувства.
Проект «Путешествие в сказку» поможет развить у детей устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства будут способствовать развитию выразительности речи, проявлению гуманных чувств по отношению к окружающему, а также творчеству самих детей.
«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.
Цель проекта :
1. Формировать гуманные качества личности дошкольника через приобщение их к миру сказок
Задачи проекта :
Обучающие:
- учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё
собственное;
- учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;
- учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
- учить эмоционально — чувственному восприятию произведения.
Развивающие:
- развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к
действительности, переживания и т. д.);
- развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
- развивать навыки содружества педагогов и детей;
- развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
- дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к
произведению разными способами.
Основные направления реализации проекта :
- пополнение содержания уголка сказками разных жанров;
- организация выставки поделок, рисунков детей;
- изготовление декораций к 'сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Этапы проекта
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 - формирует проблему;
- вводит в игровую ситуацию - вхождение в проблему;
- вживание в игровую ситуацию;
2 - помогает в решении задачи;
- помогает спланировать деятельность
- объединение детей по подгруппам
3 - направляет и контролирует осуществление проекта - непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность
4 - подготовка к презентации (драматизация сказки) - представляют продукт деятельности
Планируемый результаты
1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Содержание проекта
Сентябрь, октябрь,
ноябрь
2012 г. Декабрь, январь,
февраль
2012-2013гг. Март, апрель,
май
2013г.
- методология - "Сочиняем сказку - использование сказки
использования сказки в сами"- словотворчество в воспитательно-
развитии личности; педагога и детей; образовательной работе
- драматизация русских - драматизация с детьми;
народных сказок; авторских и русских - литературная гостиная
- интеграционное народных сказок для детей с участием
взаимодействие всех («Дюймовочка», детской библиотеки.
участников «Морозко»).
образовательного
процесса через сказку
Использование сказки
в воспитательно-образовательной работе с детьми
Образовательные
области Цель Формы
организации Методы и приёмы
«Познание» Развитие познавательной активности - непосредственно образовательная
деятельность;
- дополнительное образование - проблемные ситуации;
- эксперименты
«Коммуникация» Развитие речевой активности и речевого творчества - непосредственно образовательная
деятельность;
- дополнительное образование;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность - этические беседы;
- словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
- пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;
- составление сказок;
- рассказывание сказок собственного сочинения.
«Чтение художественной литературы» Ознакомление с художественными произведениями - чтение русских народных сказок;
- чтение сказок народов мира;
- разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
-загадки о сказках, героях сказок;
«Художественное творчество» Формирование созидательного, творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качества личности - самостоятельная художественная деятельность
- совместная деятельность - творческие задания;
- иллюстрирование прочитанных сказок,
«Социализация» Формирование
активной
самостоятельной
социально
компетентной
личности. - непосредственно-образовательная деятельность;
- игры-
путешествия;
- театральная
деятельность. - моделирование
проблемных
ситуаций;
-самостоятельная
деятельность детей.
- игры и игровые задания;
Деятельность участников проекта
Воспитатель:
- проводит занятия по рисованию, лепке по темам сказок, изучаемых в
группах;
- дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно — развивающей среды;
- оказывает методическую помощь в изготовлении пособий, дидактических
игр;
- проводит мониторинг освоения поставленных задач;
- проводит практикумы с родителями ("Учите детей рисовать сказку, играя")
- изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в
коллективе;
- проводит различные игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;
проводит занятия по сказкам на развитие творчества, коммуникативных
навыков;
- дает рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие
познавательной, эмоциональной и других сфер.
Музыкальный руководитель:
- проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по
сказкам;
- способствует развитию концертной деятельности детей с использованием
подиума;
- оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально-
дидактических игр;
- осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.
Родители:
- оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды (приобретение дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио- видео фильмов для детей, материалы для творческой деятельности);
- участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т. д.);
- оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок;
- участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению с
сказками;
- участвуют в конкурсах поделок, игрушек на различной тематике («Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку» и др.);
- изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности;
- участвуют в театрализованных постановках (по сказкам «Дюймовочка»,
«Морозко»);
- организация выставок творческих работ детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.
3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
5. Внедрение новых форм работы с детьми.
6. Положительная динамика развития этических представлений.
7. Развитие речевого общения и этикета.
8. Разработка конспектов по ознакомлению с художественной литературой.
Презентация проекта
1. Открытый просмотр интегрированного занятия «В мире сказок».
2. Театрализованные постановки по сказкам «Дюймовочка», «Морозко».
3. Выставка рисованных книжек-малышек на тему «Сказку придумали мы».
4. Вернисаж «За тобою и за мной сказки бегают гурьбой».
5. Викторина по русским народным сказкам.
6. Развлечение «Карнавал сказочных героев».
7. Создание видеофильма по сказкам.
Литература
1. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей, М, «ВЛАДОС», 1999.
2. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества, М, 2008.
3. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с хтвенной литературой. М, 2008.
4. Клюева Н. В. Учим детей общению, М, ГИЦ ВЛАДОС, 2001.
5. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду, М, «Просвещение», 1989.
6. Мерзликина Т. И. «Театр – фольклор-музыка», М, ВЛАДОС», 2001.
7. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду, М, Творческий центр «Сфера», 2003.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду, М, Творческий центр «Сфера», 2003.
9. Гурович Л. М. Ребенок и книга. М., «Просвещение», 1992.
10. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, «Учитель», 2008.
11. Мулько И. Ф. Этика для детей 5-7 лет. Методическое пособие, М, Творческий центр «Сфера», 2009.
12. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника, М, «Просвещение», 1985.