Приложение МААМ

Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ

Юлия Молчанова
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Публикация «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие закономерности формирования предметно - пространственной среды, базирующиеся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, способствующая реализации всех основных направлений развития детей, в которой он находится значительную часть времени. В связи с этим мы занимаемся вопросами создания современной комфортной развивающей среды.

Я считаю, очень важным обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей, и соответственно, стремимся создать во всех помещениях детского сада уютную, гармоничную естественную обстановку. Современная мебель и игровое оборудование гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Необходимо помнить, что среда должна выполнять различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную. Но самое главное – она ориентирована на безопасность и должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, поэтому при её создании учитываем закономерности психического развития воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

Обязательно предусматривать и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Наполняется на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью и самих воспитанников, т. к. одним из условий её изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами, педагоги, воспитанники и их родители насыщают развивающую среду новыми элементами : макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ и т. д.

Следует упомянуть, что для формирования у детей интереса к исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире в группах созданы «научные центры» (оборудованные места для детского экспериментирования, в которых маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия.

При создании развивающей среды ДОУ, следует помнить о формировании информационно - коммуникационной культуры дошкольников. По данным опроса родителей половина семей имеет дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой. Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям. Педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние животные и птицы», «Национальные символы России», «Космос» и др. и разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных игр. Использование мультимедийной установки в непосредственной образовательной деятельности позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность. Педагоги активно используют в своей работе Интернет-ресурсы. В ДОУ создан собственный сайт.

При этом мы никогда не забываем, что главная деятельность в дошкольном возрасте – игровая, и в каждой группе имеется красивое современное игровое оборудование.

Основной приоритетной задачей в программе модернизации российского образования, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Медицинский блок, оборудованный в соответствии с современными требованиями. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни и способствовать укреплению здоровья. Именно поэтому усилия работников нашего ДОУ направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды. В детском саду оборудован всем необходимым физкультурный зал. В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального напряжения, а так же уголки здоровья, а для реализации образовательной области «Безопасность» - уголки безопасности.

В нашем дошкольном учреждении предлагается достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг и созданы условия для их реализации. Имеются кабинеты логопеда и психолога. Ежедневно встречает гостей музыкальный зал.

А ещё мы – жители Саратовской земли, и это не могло не найти отражения в развивающей среде : размещены символика города и области, оформлены альбомы «Мой любимый город»,.

Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является, конечно же, его территория, важная составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Публикации по теме:

Консультация «Творческий подход к построению эколого-развивающей среды» Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее.

Модифицированный подход к созданию современной, комфортной развивающей среды в групповом, и других помещенияхМодифицированный подход к созданию современной, комфортной развивающей среды в групповом, и других помещениях Комфортная среда в детском саду имеет огромное значение в жизни детей, родителей и педагогов. Заходя в детский сад каждый обращает внимание.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ В связи с изменениями в современном обществе, экономическими социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ Введение ФГОС ДО предъявляет ряд высоких требований к условиям реализации общей образовательной программы в ДОУ. Образовательная система.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУСоздание предметно-развивающей среды в ДОУ Важным компонентом дошкольного учреждения является создание предметно-пространственной среды. Она должна быть познавательной, эстетичной,.

Проект по созданию инновационных моделей развивающей образовательной средыПроект по созданию инновационных моделей развивающей образовательной среды Проект по созданию инновационных моделей развивающей образовательной среды, обеспечивающих эффективную реализацию основной общеобразовательной.

Развитие предметно-развивающей среды в ДОУ Развитие предметно –развивающей среды в ДОУ Подготовила музыкальный руководитель Каримова Ольга Михайловна Развитие музыкальных способностей.

Семинар-практикум «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» .

Видеоотчет предметно развивающей среды в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть I «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский С введением федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 10 июня 2018 в 17:55
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Молчанова (УИ 64130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД