Получи документы

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (1 часть)

Пелагея Антошкина
Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УТВЕРЖДЕНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

ОТ___

СОГЛАСОВАНО:

ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ЛЯЛИЧКИНОЙ С. В. ___

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Выполнила:

Антошкина П. Ф.

воспитатель I категории

Публикация «Инновационный педагогический проект „Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр“ (1 часть)» размещена в разделах

Актуальность проблемы. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А. К. Бондаренко.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.

В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.

Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче.

Классики русской педагогики В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним.

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;

- выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Объектом – является воспитательно – образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – систематическое исследование дидактических игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.

Гипотеза исследования.Мы предположили, что включение дидактических игр в воспитательно – образовательный процесс будет способствовать наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

-использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

-диагностика развития детей;

-включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

-анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.

Условия:

-обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

-правильное определение главной цели дидактической игры;

-необходимость сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

-использовать в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

Новизна: заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;

-учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);

-наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.

Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.

Познавательная значимость состоит в том, что:

-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т. д.);

-соблюдение правил и игровых действий;

-применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.

Ожидаемый результат к концу реализации проекта.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.

Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.

Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

(Таблица ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА представлена в блоге "Инновационный педагогический проект (2 часть)")

ВЫВОДЫ

Зная, что для успешного освоения программы дошкольного обучения, нужно не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию интеллектуальных способностей детей пришла к следующему выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей.

У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

Позитивная динамика развития воспитанников за последние 3 года

Осуществление развития умственных способностей на современном этапе, возможно при проведении строгого анализа уровня знаний детей. В течение всей педагогической деятельности я провожу диагностику развития умственных способностей детей в начале и в конце учебного года, для выявления стартовых возможностей детей при осуществлении образовательного процесса. Осуществляю личностно – ориентированную модель образования, используя идею: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная, творческая личность. Основной программой, реализуемой в ДОУ, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса является программа «Детство» и др. Благодаря использованию эффективных методов и приемов, таких как: моделирование, проектирование, опыты и экспериментирование, веселые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры, заметно повышается результативность воспитательно - образовательного процесса.

(Таблица Общие результаты мониторинга интеллектуального развития детей через дидактическую игру за 3 года представлена в блоге "Инновационный педагогический проект (3 часть)"

Публикации по теме:

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Экскурсия по родному селу!Экскурсия по родному селу! У подножья холмов, вдоль железной дороги и реки Инсар с притоком Елшанка, расположено село Большая Елховка. Большая Елховкарасположена в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (1 часть)
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 11:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (1 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Пелагея Антошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД