Чижевская Елена Владимировна
Проект «Реализация регионального компонента в ДОО путем приобщения к истории и культуре Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный образовательный проект
«Реализация регионального компонента в ДО путем приобщения к истории и культуре Донского края посредством познавательной, художественно-эстетической деятельности старших дошкольников»
Обоснование актуальности проекта.
Воспитание гражданина Дона, будущего патриота своего родного края, знающего свои корни, любящего свою Родину, способного возрождать и созидать будущую Россию – задача, которую педагоги могут решить в процессе познания и усвоения дошкольниками исторического опыта народа, его культуры, его обычаев, обрядов, традиций.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Для нас, педагогов МБДОУ ЦРР – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда, в настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно – эстетическим ценностям. Мы, педагоги дошкольного образования, считаем, что нельзя чувствовать себя носителем той или иной культуры, традиции, не усвоив происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром. У нас нет сомнений в том, что именно историка – этнографические знания дают возможность глубже понять истоки нации, её культуру, и формируют основу национального самосознания. Изучение обрядов, предметов народного промысла, традиций, обычаев, казачества открывают перспективу сознательного осмысленного усвоения ценностей духовной культуры и включение их в содержание образовательного процесса старших дошкольников в нашем детском саду «Золотой ключик».
В связи с этим у нас, педагогов и воспитателей возникла проблема - как приобщить дошкольников к культуре и истории Донского края, к его прошлому и настоящему. Как развить у них ценностное отношение к миру, и воспитать в них будущих граждан – патриотов своей малой Родины. И это всё при недостаточных знаниях у детей о своем родном крае, традициях и некомпетентности родителей в этом вопросе.
Поскольку дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождения её в социум, в культуру и для него характерна наибольшая восприимчивость к обучению, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, я, педагог дополнительного образования, разработала проект по теме: «Реализация регионального компонента в ДОУ путем приобщения к истории и культуре Донского края посредством познавательной, художественно-эстетической деятельности старших дошкольников». В его основу я вложила культуросообразную модель образования, которая включает в себя развитие ценностных смыслов и духовно-нравственное, патриотическое, художественно-эстетическое воспитание ребёнка, посредством ознакомления его с историей, традициями, нравами, народными ремеслами, фольклором, устным народным творчеством и укладом жизни донского казачества.
Изучение методической литературы и опыта работы других педагогов: Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Л. А. Лыковой, Н. А. Платохиной, Н. В. Елжовой, позволило мне, систематизировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса в образовательно - познавательном, художественно-эстетическом, социально-коммуникативном развитии,способствующем приобщению детей к истокам культуры Донского края, воспитанию патриотических чувств, любви к своей малой Родине.
Цель и задачи проекта.
Цель:
Формирование знаний у воспитанников о культуре, истории, традициях Донского края, о людях, прославивших его, о богатстве и своеобразии природы Дона. Воспитать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.
Задачи:
I. Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края; формирование знаний и представлений об образе жизни людей на Дону, их традициях, обычаях.
II. Воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОУ, в социуме на примере национальных традиций и обычаев.
III. Знакомство дошкольников с культурой, устным народным творчеством, промыслами, бытом, костюмом Донского казачества.
IV. Обогащение впечатлений детей с помощью художественно – эстетической и изобразительной деятельности.
V. Разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции:
o образовательных областей;
o деятельности специалистов;
o содержания и методов обучения, с учетом регионального компонента.
o Разработка программы эффективности деятельности творческой группы педагогов и обучающихся ДОУ.
Основной этап
(реализация проекта):
Обзорные экскурсии в районный историко-краеведческий музей
Участие в Областном конкурсе «Как у нас на Тихом Дону» в номинациях:
- природа Донского края в объективе;
- дары донской природы (изготовление поделок из природного материала)
Просмотр видеофильмов («Истоки Донского края» и др.)
Организация праздников («День матери – казачки» и др
.).[/i]
Проведение занятий по изобразительной деятельности:
- рисование («Солнечные цветы», «Казаки и казачки» и др.);
- лепка («Чайник», «Сахарница» и др.).
Беседы, дидактические игры.
Участие в творческих конкурсах различного уровня;
Знакомство с символикой Ростовской области, Красной книгой Ростовской области, растениями, животными Дона, бытом казаков.
Вечер поэзии (стихи, песни, сказки, былины Донского края).
Загадки, пословицы и поговорки нашего края.
Виртуальные экскурсии;
Развлечения «У казачьего двора нет веселью конца», «Про тебя, моя Донщина, честь и славушка моя и др.»;
Рассматривание картинок, открыток и иллюстраций о родном крае;
Фотовыставки «Наш Дон-батюшка», «Моя малая родина»;
Знакомство с известными людьми, нашими земляками.
Игры донских казачат;
Творческие встречи (народный ансамбль «Вольный Дон» и др.);
Экскурсионные поездки по родному краю (станица Мечетинская, Семикаракорская);
Театрализованные представления;
Мастер-классы;
Музыкальная гостиная.