Семенова Елена
Инновационные способы постановки звуков по системе «Дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема моего выступления Инновационные способы постановки звуков по системе «Дерево». Логопеды с большим стажем знакомы с этой системой. Я же. имея небольшой стаж работы, открыла ее для себя недавно и хочу рассказать о ней начинающим логопедам.
Слайд2.В настоящее время детей, имеющих нарушения речи, почти всегда сопровождает диагноз «Дизартрия», т. е нарушения иннервации речевого аппарата. Чаще всего мы наблюдаем «стертую дизартрию». Недостатки произношения при стертой дизартрии носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.
Публикация «Инновационные способы постановки звуков по системе „Дерево“» размещена в разделах
Я тоже столкнулась с этой проблемой. У меня в группе из 24 человек 14 детей имеют диагноз МДР и один – дизартрия. Поэтому я решила подробнее изучить эту тему
Слайд3. Проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения, я решила попробовать методику Е. Ф. Архиповой.
Она предлагает вести работу по исправлению звуков приемами нейростимуляции. В своей работе я использую авторские технологии Архиповой Елены Филипповны : тактильно - кинестетическая стимуляция на колючих ковриках и экспресс- методики постановки звуков по подражанию «Дерево»
Слайд 4. Данная методика по системе «Дерево», успешно апробирована на детях, страдающих стертой дизартрией, но может применяться и при других нарушениях звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика, лежащая в основе системы «Дерево», является экономной в плане затраты времени и трудоемкости для ребенка и логопеда. Дополнительным эффектом применения этой системы является улучшение дикции и просодии в целом. В ходе освоения артикуляционных движений и укладов для звуков у детей формируется навык самоконтроля за положением органов артикуляции и четкие кинестезии, что является предпосылкой предупреждения артикуляторно-акустической дисграфии при стертой дизартрии, которая проявляется пропусками,заменами букв.
Цель активной гимнастики-создание положительных кинестезий и ощущений в мышцах.
Слайд 5. Е. Ф. Архипова выделяет 20 упражнений: 1. «Забор»; 2. «Окно»; 3. «Мост»; 4. «Парус»; 5. «Трубочка»; 6. Чередование «забор-трубочка»; 7. «Лопата»; 8. «Лопата копает»; 9. «Вкусное варенье» 10-а; «Теплый ветер»; 11. «Цокает лошадь»; 12. «Молоток»; 13. «Дятел»; 14. «Пулемет»; 15-а. «Холодный ветер; 15-б. «Комар»; 16-а «Пароход» 1 вариант; 16-б. «Пароход» 2вариант; 17. «Пароход гудит»; 18. «Маляр»; 19. «Качели»; 20. «Фокус».
Слайд 6.Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага:
-перед зеркалом;
-по подражанию;
-по инструкции;
- с биоэнергопластикой. (Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.).
Слайд7.
Также Елена Филипповна предлагает 4 комплекса артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, которые представлены в виде четырех ветвей дерева. Какая веточка выросла, т. е. какой комплекс ребенок освоил, такой звук и ставим.
1 комплекс упражнения для шипящих
Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает – Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер (номера упражнений № 1 №2 №3 № 7 №8 № 9 № 20 №10).
2 комплекс упражнения для звука Р
Забор – Окно – Мост – Парус – Цокает лошадь – Молоток – Дятел – Пулемет (номера упражнений № 1 №2 №3 № 4 №11 № 12 № 13 №20 №1).
3 комплекс упражнений для звука Л
Забор – Окно – Мост – Лопата – Пароход – Пароход гудит (номера упражнений № 1 №2 №7 № 4 №16 № 17).
4 комплекс упражнений для свистящих
Забор – Окно – Мост – Забор – Холодный ветер (номера упражнений № 1 №2 №3 № 1 №15).
Чтобы добиться успешного исправления звукопроизношения у детей с дизартрией, необходимо строить коррекционную работу так, чтобы на занятии у ребенка было задействовано как можно больше анализаторов: и зрительный, и слуховой, и кинестетический, и двигательный.
Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности
Экспериментально была доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений на аппликаторе Кузнецова. Стимуляцию рецепторных зон осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным проговариванием слов, слогов или пропеванием гласных звуков. Тактильная чувствительность находит свое четкое запечатление в центре рече-двигательного анализатора. В качестве предметов, используемых для стимуляции, применяют массажные коврики, массажные щетки и варежки, мыльницы с игольчатой поверхностью, су-джоки.
Слайд 8. Я изготовила вот такие колючие ладошки
Все движения губ, языка тесно связаны с деятельностью двигательного анализатора, его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражителей, идущих в кору головного мозга от органов речи. Движения пальцев рук на колючем коврике усиливает кинестезию.
Е. Ф. Архипова советует начинать постановку согласных с уточнения произнесения гласных, т. к. на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата, и именно гласные дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные. При этом необходимо добиваться утрированной артикуляции гласных звуков с максимальным включением круговой мышцы рта. Учим детей длительно, утрировано произносить гласные звуки с четкой артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора.
Слайд 9 .Вводим зрительные опоры – символы для гласных звуков (из методики Т. А. Ткаченко, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать.
Это обеспечивает четкость артикуляции. Это нелегко дается детям, так как они не привыкли широко открывать рот, почти все говорят с полузакрытым ртом. Поэтому это занимает много времени. Но зато, когда усвоена артикуляция гласных, легче поддается коррекции слоговая структура слова. После усвоения четкой артикуляции гласных можно подключить и пальцевые упражнения на колючей ладошке.
Итак, упражнения заключаются в следующем. Ребенок по очереди прижимает пальцы рук к коврику и при этом пропевает гласные. Начинаем с большого пальца - А, указательный дотрагивается – О, средний – У, безымянный – И, мизинец – Ы, вся ладонь – Э.
Слайд10. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентных импульсов (кинестезий) в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению.
Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, создают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения.
Формируется стереотип новых четких артикулем. Движения пальцев по подкрепляют моторные образы звуков.
Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности
Слайд 12 Архипова Е. Ф. предлагает работать по автоматизации звуков с помощью модульной системы.
Предлагает 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого звука.
1 модуль – Отдельное произнесение С. Г. С-А, С-О, С-У…
Одновременно с произнесение гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.
2 модуль – СГ слитно.
3 модуль – Г…С. АС, ОС, УС…
4модуль – ГС слитно (обратный слог)
5 модуль – ГСГ (интервокальная позиция)
6 модуль – СГСn (СОМ, СЫН)
7 модуль – СnГС (БАС, КУС.)
8 модуль – ССnГ (стечение согл. СБА, СДИ, СКЫ)
9 модуль – СnСГ (КСА, ВСУ, ДСЫ)
10 модуль – ГСnСГ (АБС, АЛС)
11 модуль – ГССn (АСБ, АСД)
Слайд13.Я изготовила карточки со зрительными опорами
Также по модулям можно проводить и дифференциацию звуков. В этом случае берут слоги и звукосочетания с оппозиционными звуками.
Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергопластики с использованием колючих ковриков оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует развитию воображения, расширению активного и пассивного словаря, что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.