Наталья Зорихина
Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушениями речи.
С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями увеличивается, структура речевых дефектов усложняется. Это требует внедрения в коррекционно-образовательный процесс новых технологий, инновационных приёмов, эффективных методик. Одним из наиболее важных принципов работы с детьми-логопатами является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребёнку. Для того, чтобы заинтересовать детей, поддержать интерес к раннее изученному материалу, речевой материал можно объединять в сказки.
Публикация «Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии,» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со сверстниками.
Для наглядного представления предлагаемой системы была разработана модель организации коррекционно-образовательного процесса в контексте работы со сказкой.
Организационно-сюжетная основа фронтальных и индивидуальных логопедических занятий носила разнообразный характер. Логосказки применялись следующим образом: целиком или как часть занятий. Варианты организации занятий предусматривали использование:
• Сказочных сюжетов;
• Элементов фольклора;
• Воображаемых путешествий, поездок, приключений;
• Литературных персонажей;
• Известных и придуманных игр, основанных на сказках;
• Элементов сюжетно-дидактической игры;
• Специально изготовленных пособий, коллажей, панно;
• Настольно печатных игр со сказочным сюжетом;
• Сюжетов и героев из сказок и мультфильмов
Использование вспомогательных средств
• Подбор речевого материала в нетрадиционных формах;
• Современные подходы к организации логопедических занятий;
• Комплексно-игровой метод в коррекции речи детей;
• Сюжетно-тематическая организация занятий;
• Дидактические пособия с оригинальным выполнением;
• Информационные стенды;
• Тематические книжные выставки;
• Тематические коллажи и альбомы.
Для активного использования данного приема мною был разработан системный подход к коррекционной деятельности. В данной системе отображены:
Виды логосказок на различную тематику;
Задачи, способствующие речевому по конкретному разделу;
Наиболее эффективные игровые приемы и упражнения, повышающие детскую мотивацию и речевую активность;
Взаимодействие в сферах «Учитель-логопед – воспитатели – родители».
Цель: обеспечить нетрадиционные условия для коррекции речевого недоразвития, обучения и воспитания дошкольников с разными формами речевой патологии.
Новизна опыта заключается в преобразовании стандартного обучения детей с речевыми нарушениями.
Реализация опыта направлена на:
• Развитие всех компонентов языковой системы;
• Формирование звуко-слогового анализа и синтеза;
• Развитие познавательных процессов;
• Развитие творческих способностей детей;
• Воспитание нравственно-эстетических чувств.
Система работы состоит из двух направлений:
o Обучение на специально организованной коррекционной деятельности;
o Обучение и закрепление знаний и умений детей во всех режимных моментах.