Анна Лазунина
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы и методы направлены на поддержание детского и взрослого интереса и инициативности.
Одной из таких форм является организация в дошкольном образовательном учреждении детско-родительского клуба. В рамках данного клуба дети и их родители участвуют в культурно-досуговых мероприятиях по собственным интересам, то есть тематика клуба задается его участниками. К примеру, дети проявили особый интерес при изучении темы «Космос», попросили воспитателя расширить известные представления о космосе, отсюда возникает тема детско-родительской встречи клуба. Наряду с воспитанниками, родители могут выдвигать свои запросы по определенной тематике. Встречи клуба – это непринужденная обстановка, лишенная психического напряжения, общение доступное, содержание встречи соответствует детским и взрослым интересам и направлено на укрепление детско-родительских связей при коллективном взаимодействии. Встречи клуба необходимо устраивать по запросу, не реже одного раза в месяц. Данная форма благоприятно влияет на включение родительской общественности во взаимодействие с ДОУ, на встречах дети и родители восполняют дефициты общения, укрепляют социальную позицию, как члены одной ячейки общества.
Публикация «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с родителями» размещена в разделах
Родительский мастер-класс – еще одна эффективная форма взаимодействия с семьей. Родитель по желанию, организует мастер класс для детей, что в свою очередь вызывает у последних особый интерес, поскольку родитель принимает на себя непривычную для них и себя роль. Для представителя родительской общественности – это полезный опыт, возможность раскрыть себя, погрузиться в образовательное пространство детского сада. У ребенка, чей родитель проводит мастер-класс, возникает чувство гордости за свою маму или папу, эмоциональный подъем.
Наряду с описанными формами в инновационном режиме можно использовать детско-родительскую квест-игру, КВН, литературную гостиную и пр. Использование вариативных форм важно не только при детско-взрослом взаимодействии, но и при организации работы с семьями воспитанников.
С помощью описанных форм можно решить такие проблемы, как: низкий уровень сотрудничества семьи с ДОО; нежелание родителя и ребенка действовать в тандеме; низкий уровень качества общения между ребенком и родителем; низкий уровень включенности мам и пап в жизнь ребенка в детском саду.
На сегодняшний день большое внимание отводится индивидуализации образования. Индивидуальный подход рекомендуется использовать и при организации сотрудничества с родителями : воспитатель должен быть готов оказать индивидуальную консультацию по запросу родителя (быть компетентным для просветительской работы, провести индивидуальную педагогическую беседу.
Дошкольное образование шагает в ногу со временем. Согласно Профессиональному стандарту педагога ДОО, принятому 1 января 2017 года, воспитатель должен обладать ИКТ-компетенцией в педагогической деятельности. Метод-ИКТ при организации работы с родительской общественностью очень эффективен, поскольку позволяет организовать группы и сообщества родителей в социальных сетях. В данных электронных ресурсах родители смогут поделиться между собой мнениями, полезной информацией; воспитатель сможет виртуально давать рекомендации и консультации по запросу и по собственному желанию по организации воспитательного процесса в семье и пр., используя не только рабочее время. В рамках ИКТ могут быть организованы наглядно-информационные методы, такие как видеомосты, виртуальные родительские собрания. Данные формы эффективны, поскольку охватывают 100% мама и пап: все родители пользуются смартфонами и уделяют достаточное количество минут для времяпрепровождения в сети Интернет. Используя данный метод можно увидеть положительную динамику в развитии доброжелательного общения внутри коллектива группы родителей.
Великий русский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей». И это абсолютно справедливое утверждение. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей – один из способов реализации замысла и целей семейной жизни, о которых говорил великий педагог. Семья, в которой родитель, участвует в жизни ребенка и детского сада – тот ориентир, на который направлено современное дошкольное образование. Формы и методы организации сотрудничества – инструмент, который в руках грамотного педагога, не заставит долго ждать положительных результатов.