Нюргуяна Саввинова
Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Предмет исследования: особенности психологической адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении средствами инновационных форм.
Публикация «Инновационные формы успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
Цель данной работы: исследовать психологические особенности адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении с помощю инновационных технологий.
Задачи исследования:
1 изучить психолого-педагогический аспект адаптации детей раннего возраста в детском образовательном учреждении;
2 систематизировать методы по адаптации детей раннего возраста, используемые в детском образовательном учреждении.
Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью различных дошкольных учреждений в период адаптации детей раннего возраста в детском саду показывают, что эта проблема насущна и актуальна на сегодняшний день. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. Насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых. Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, новой обстановке. Для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.
В возрасте от года до трёх лет ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с родителями. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми. Для решения поставленных задач я активно занималась самообразованием: знакомилась с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, активно сотрудничала, консультировалась с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- От состояния здоровья;
- От разницы в методах воспитания;
- От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
Подолжительность периода адаптации :
* Легкая адаптация - негативные моменты у ребенка уходят в течении 1-2 недель.
* Средняя адаптация - длится около 1 месяца, по истечении которых тревога значительно снижается, поведение нормализуется.
* Тяжелая адаптация - длится до 6 месяцев, сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Требует помощи специалиста: психолога, медицинского работника.
* Очень тяжелая адаптация - длится более полугода. Встает вопрос-стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он "несадовский" ребенок.
Я расскажу о том, какие современные технологии использовала в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
В своей работе я использовала:
- Любимую игрушку ребенка. Любимая игрушка- это близкий друг, с которым не хочется расставаться и в период адаптации я предложила родителям давать детям с собой игрушки в детский сад. Они обеспечивают ребенку ощущение надежности, помогают отвлечься от переживаний. Игрушка будет напоминать им о доме, о родителях, о родном.
- Телесную терапию. Она полезна для детей всех возрастов. Способствует повышению стабильности психических процессов.
- Музыкотерапию. В процессе социальной адаптации детей раннего возраста может являться способом эмоционального воздействия на ребенка, способом коммуникации, способом музыкального развития. Музыка положительно влияет на кровообращение, уменьшает чувство усталости. Стабилизирует эмоциональное состояние детей.
- Игры с песком и водой - одна из форм естественной деятельности ребенка, несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах.
- Здоровьесберегающие технологии. Ежедневная утренняя гимнастика для расслабления мышц и снятия эмоционального и нервного напряжения, ходьба босиком по ребристой дорожке, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- ИКТ- актуальное направление развития современного образования. Использование ИКТ значительно облегчают прохождение адаптации, создает позитивную атмосферу. Помогает развивать интеллектуальные, творческие способности, самостоятельно приобретать новые знания.
- Игровая деятельность. Основная задача игр в период адаптации детей - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождающийся проявлением заботы к каждому ребенку. Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться со стрессовой ситуацией в период привыкания. Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Важно чтобы ребенок добровольно принимал участие в играх.
- Работа с родителями. Сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, установление доверительных отношений, беседы, анкетирование, рекомендации родителям. Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках, сформировавшихся навыках ребенка, режиму дня, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, как ласково ребенка называют дома. С чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают.
В группе был организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей. В адаптационный период предпочтение отдавали индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (2-3 ребенка).Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой.
В моей группе дети прошли адаптацию в основном, легкую и среднюю. Для этого есть определенные мотивы: создание комфортных условий, благоприятной развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду. Использование инновационных методов в работе воспитателей и педагогов по адаптации детей в ДОУ будут эффективным даже при тяжелой адаптации детей в дошкольном учреждении, облегчат привыкание их к новым условиям. А также этому способствует четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психологов, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями. Можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.