Михеева Людмила Викторовна
Инновационные формы работы по экологическому образованию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы работы по экологическому образованию дошкольников
Михеева Людмила Викторовна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 182» г. о. Самара
Формы и методы работы с дошкольниками ознакомлению с природой родного края.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Родина, для каждого она своя, милая, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает ее с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представленные о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Экологическое воспитание является частью патриотического воспитания, так как воспитание любви, бережного отношения к природе, не возможно без понимания важности сохранности окружающего мира, в котором мы живем, роли человека в его многообразных связях с природой. Работа в данном направлении заключается в следующем:
- воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, умения видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Опыт работы педагогического коллектива показал, что одним из путей повышения качества образования в данном направлении – интеграция экологического и патриотического образования детей.
Следовательно, знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе…»
В нашем детском саду, в течение многих лет ведется целенаправленная и плодотворная деятельность в направлении интеграции экологического и патриотического образования. В детском саду создана соответствующая развивающая среда, позволяющая оптимизировать воспитательно-образовательный процесс : в холле оборудован стенд «Обитатели самарского края», имеются сменные стенды «Мой любимый край – Самара». В каждой группе детского сада, оформлены уголки природы, с различными видами растений, природными материалами, дидактическими играми, настольными играми, по ознакомлению детей с природой, макетами зверей, атласами, глобусами, а также уголки экспериментирования для проведения опытов, представлена подборка познавательной литературы. На территории сада созданы уголки природных сообществ – цветники, огород, экологическая оздоровительная тропа.
Таким образом, жизнь детского сада представляет много возможностей, способствующих воспитанию эмоционально положительного отношения к природе и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в нашей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственная образовательная деятельность, эффективным является использование пособия куб - трансформер «Природа и животный мир Самарского края»
Данное пособие представляет собой раскладывающийся куб, который обладает двенадцатью различными поверхностями – по 4 картинки, на каждой из которых располагается своя индивидуальная картинка. Куб трансформируется, что позволяет использовать данное пособие в соответствии с определенной тематикой: «Насекомые», «Обитатели рек и водоемов», «Птицы», «Животные национального парка Самарская Лука».
Работа с кубом- трансформером начинается со считалки, при этом воспитатель или ребенок вращает куб.
Например:
Самарский край ты наш родной,
Просторы средней Волги
Гордимся мы своей страной
Одни у нас дороги.
По окончании счета вращение куба прекращается и объявляется тема беседы или игры.
Данное пособие позволяет в интересной доступной форме познакомить детей с обитателями Самарского края (птицы, насекомые, рыбы, животные, закрепить правила безопасного поведения на природе, а также, воспитывает интерес, бережное отношение к природе родно края. Кроме того, занимательность данного пособия делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению информации. Положительной стороной данного пособия является то, что оно способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом усваиваемый дошкольниками материал вносит разнообразие в педагогический процесс. Пособие представлено для детей старшего дошкольного возраста. Играть можно как индивидуально так и группами. Может быть используема как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Большой отклик у детей и родителей вызывают экскурсии по заповедным местам. В Самарской области сформирована уникальная сеть особо охраняемых территорий, среди них – национальный парк «Самарская Лука». «Жигулевский заповедник», «Бузулукский бор», село «Ширяево». Именно воочию соприкасаясь с природой ребенок учится ценить красоту родной природы. При этом очень важно заботиться об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой. Например, дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекает их пение птиц в лесу. Можно объяснить ребятам, как различать по голосам некоторых птиц, живущих у нас: жаворонка, пеночки, кукушки. Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, желанию беречь природу. В процессе таких экскурсий дошкольники знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания. В общении с родной природой формируются основы понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства.
Если мы, взрослые, научим дошкольника любоваться красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, у них разовьется чувство прекрасного. Они будут радоваться красоте и глубине окружающего мира.