Светлана Хохрякова
Инновационная деятельность педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность педагога
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Публикация «Инновационная деятельность педагога» размещена в разделах
В связи с этим тема инноваций является актуальной так как касается модернизации всего образовательного процесса. Такая модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами новыми формами профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Поэтому, инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.
Что же такое «Инновационная деятельность»? Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». М. В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Какие же основные признаки инновационной деятельности педагога?
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
-готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков). Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?
И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе : содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать, а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к образовательному процессу связаны:
- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);
- организацией образовательного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного ообразовательного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);
- профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).
Примеры инновационной деятельности в ДОУ :
- метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
совершенствование мастерства педагогов;
- поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
- мониторинг развития каждого ребенка;
учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности;
- организация экологического образования дошкольников;
- оптимизация взаимодействия с семьей (Мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба)
- создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»
Педагоги дошкольники всегда стремятся быть в гуще события, находят нестандартные решения и возможность реализовать свои творческие способности. Поэтому педагогические инновации, нововведения дадут возможность внедрить передовой педагогический опыт, направленный на совершенствование педагогического процесса.
Мы живем в современном двадцать первом веке, в котором постоянно осуществляется модернизирование и технический прогресс. Жизнь диктует свои правила, невозможно сейчас обойтись без новых технологий. В этой связи актуальны слова Джона Дьюи :«Если мы будем учить детей так как учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Литература
1. Борисова Н. Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.
2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
3. Кларин М. В. Инновации в обучении : метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
4. Курманова Э. А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.
5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность. М., 1997.
8. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2001.
9. Солодухина О. А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13
10. Яковлева Г. В., Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании: монография [Текст]/ Г. В. Яковлева. -Челябинск:Цицеро,2014.-339с