Браже Наталья
Инклюзивное воспитание как важное составляющее современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманистическая идея инклюзивного образования как форма расширения образовательного пространства, включения в него всех детей вне зависимости от разницы в способностях и возможностях, от их культурного и социального положения, все смелее входит в человеческое сознание.
Ещё в античной Греции зародилось представление о человеке как о гуманном и думающем существе. Сократ говорил о том, что искренние и доверительные отношения людей определяются не властью, а равноправным взаимовлиянием. (3)
Публикация «Инклюзивное воспитание как важное составляющее современного образования» размещена в разделах
Современное российское общество характеризуется быстро меняющимися инновационными процессами, происходящими в различных сферах жизнедеятельности - социальной, политической, экономической, трудовой, и поэтому человек нашего времени должен быть активным, целеустремлённым, динамичным. Это в определённой степени относится и к человеку с ограниченными возможностями здоровья, который в последнее стал рассматриваться как независимый и самостоятельный субъект. Для формирования субъектной позиции у человека с ограниченными возможностями здоровья в детском и подростковом возрасте должна быть организована и проведена соответствующая по целям, формам и содержанию воспитательная работа в интегрированной (инклюзивной) воспитательной среде.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. (1)
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года) инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к «образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].
Наше дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Особенности особых детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, мы работаем со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Для этого нами разработан следующий алгоритм: диагностика индивидуальных особенностей развития детей; оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуальной карты развития ребёнка и Индивидуального образовательного маршрута; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей; оценка эффективности образовательного и воспитательного процессов.
По результатам первичной диагностики в ходе консилиума специалистов и воспитателей групп разрабатывается Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В дальнейшем ИОМ может совершенствоваться и дополняться. Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта, которые разрабатывают специалисты ДОУ. При этом непременно учитываются психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка. Методы, средства и формы работы специалистов и педагогов направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.
Важным моментом в работе нашего учреждения является привлечение семьи в образовательное пространство. Способы включения родителей разнообразны : индивидуальные консультации (по запросу взрослого, мастер - классы или семинары. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.
В нашем учреждении работает семейная гостиная «Солнышко в ладошках». Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые ведут специалисты. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.