МААМ-картинки

Инклюзия в действии

Шульгина Елена Геннадиевна
Инклюзия в действии
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из самых тревожных тенденций XXI стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) отдых в оздоровительных учреждениях занимает особое место и является важным этапом их оздоровления и социализации.

Публикация «Инклюзия в действии» размещена в разделах

В виду социальной ограниченности, вызванной различными видами заболеваний, для детей с ОВЗ пребывание в таком лагере или Центре, совместно со здоровыми детьми является очень значимым событием. Им важна оценка, реакция здоровых детей на их поведение, действия, возможности. Важна также эмоциональная поддержка и готовность прийти на помощь.

У большинства таких детей деформирована в их личном опыте потребность в общении, познании, игре, труде, наблюдаются заметные нарушения в личностном развитии. Многие из них физически ослаблены, страдают хроническими заболеваниями, имеют нервные расстройства, подавлены, заторможены или возбудимые и агрессивные. Затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм.

Тем не менее, реальная инклюзия появляется в условиях Центра в тот самый момент, когда начинается процесс обеспечения полноправного участия в жизни детской оздоровительной организации буквально всех ее воспитанников.

Предполагаемые результаты инклюзивного отдыха в Центре :

-У детей есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.

- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.

- Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребенка.

- Режим организован с учетом индивидуальных особенностей детей.

Однако, имеют место ситуации, когда здоровые дети не готовы принять детей с ОВЗ, возможно, в силу своей неосведомленности об особенностях детей с ОВЗ, либо в силу своих личностных качеств. При помощи последовательной системы мероприятий, проводимых в Центре, эти ситуации сглаживаются. Проводим разъяснительные беседы, игры на сплочение коллектива. Не акцентируем внимание на таких детях, не выделяем их из коллектива по каким-либо признакам. Вовлекаем в дела экипажа и Центра, с учетом их индивидуальных особенностей. Аккуратно стараемся вовлекать в помощь детям ОВЗ нормотипичных детей – научить правильно складывать вещи, заправлять кровать, показать что-либо.

В каждой смене есть дети с ОВЗ. Мы заранее знакомимся со списком детей. Понимаем, какие будут дети.

Дети с ОВЗ дольше адаптируются. Для того,чтобы процесс адаптации прошё л быстрее и успешнее стараемся придерживаться следующих правил:

- Использовать при общении чёткие и ясные положительные формулировки (без частицы НЕ);

- Использовать методы поощрения.

-Обязательно подчёркивать реальные положительные качества, сильные стороны личности.

-Выслушивать проблему, заявленную ребёнком, не перебивая его собственными комментариями.

-Учить более гибкому реагированию на жизненные ситуации, умению брать на себя ответственность.

-Воспитывать ответственность к любому делу.

При распределении обязанностей в экипаже, учитываем психолого-педагогические особенности детей, личные наблюдения, советы психологов. На одну должность выбираем несколько человек, так сказать, начальника и его зама, потому что дети с ОВЗ устают от поручений, быстро меняются виды деятельности. Даем детям разовые поручения, создающие ситуации успеха.

Дети с ОВЗ активно включаются в работу Центра, стараются участвовать во всех мероприятиях. С удовольствием посещают все мероприятия. Очень ответственно готовятся к выступлениям.

Дети с ОВЗ очень быстро устают, следим за тем, чтоб у них был дневной отдых.

В работе с детьми ОВЗ используем игры. Играем в настольные игры, на выявление лидера, коллективообразование,малоподвижные игры. В игры играют все дети с ОВЗ, независимо от нозологии. Стараемся подбирать игры коллективные, чтобы участвовали все дети. Не все дети сразу включаются в игру, присматриваются, некоторые даже отказываются играть, присутствуют в качестве зрителей. Во время игр важно не заставлять ребенка играть. Но видя, как товарищи играют, что это весело, интересно, не страшно, никто не подшучивает, если что-то не получается, подключаются к игре.

Игры помогают корректировать наиболее слабо развитые качества детей ОВЗ, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группы детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного.

Используем вечернюю свечу, как средство релаксации. Конечно, даем возможность выговорится всем детям.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен и талантлив, как и любой другой его сверстник, который не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои таланты и способности, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Несовершеннолетний с ОВЗ является не пассивным объектом социальной помощи, а развивающимся человеком, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Идеи с МAAM в действииИдеи с МAAM в действии Здравствуйте, коллеги! Хочу поблагодарить Вас за идеи. В своей работе активно использую материал с нашего любимого сайта, которым поделились.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инклюзия в действии
Опубликовано: 3 июля 2024 в 20:24
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзия в действии» (включая файлы) размещена пользователем Шульгина Елена Геннадиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД