Лариса Удовенко
Информационный практико-ориентированный проект «Богатыри Земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 144 общеразвивающего вида г. Владивостока»
Информационно-практико-ориентированный проект
Автор проекта :
Удовенко Л. А. воспитатель
первой квалификационной категории
Владивосток
2014
Вид, тип проекта : групповой, краткосрочный информационно-практикоориентированный
Длительность проекта с 1 октября – 19 октября
Публикация «Информационный практико-ориентированный проект „Богатыри Земли Русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Полное название проекта : «Богатыри Земли Русской»
Девиз проекта : «Не родом богатырь славен – а подвигом»
Участники проекта :
- воспитатель,
- дети,
- родители подготовительной к школе группе «Дружные ребята».
Структура проекта
Актуальность: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.
Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках.
Именно этим мы руководствовались, начиная проект.
Цель: дать детям представление о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызвать интерес к русскому народному творчеству; обогатить словарный запас; воспитать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Задачи проекта :
• Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
• Разработать и провести цикл занятий по ознакомлению детей с былинными героями – защитниками земли русской.
• Подобрать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.
• Обогатить словарь детей существительными: ратник, богатырь, былина, сказитель, пахарь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
Ресурсы проекта :
• методическая и дидактическая литература – Г. Н. Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2003.; От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2011 год. ; Т. М. Пименова, В. В. Архипова - Формирование художественно-речевых навыков у детей 5 – 7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки. Волгоград: Учитель, 2012.
• наглядные пособия - репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор; карта России, книги о богатырях.
• видео и аудио материалы - звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Звучание гуслей», мультфильм «Илья Муромец», аудио былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко».
• используемые информационные ресурсы – мультимедийное оборудование, флэш. карта с записью презентации к данной теме, слайды.
Ожидаемые результаты:
• воспитание чувства гордости за свою страну, ее защитников, чувства сопричастности к ее истории;
• расширение кругозора детей в области истории страны;
• развитие интереса к поисковой деятельности;
• вовлечение родителей в педагогический процесс, оказание помощи в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом;
• развитие художественного творчества, эстетического восприятия;
• выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
Этапы проекта :
Подготовительный
• Сбор дидактического и методического материала;
• Подбор аудио и видео материалов;
• Создание предметно-развивающей среды;
• Проведение родительского собрания;
• Составление плана работы по реализации проекта.
Основной этап
1. Работа с детьми
Проведение непосредственной образовательной деятельности (НОД)
• Образовательная область «Познание»
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
1. «Как жили люди на Руси».
Цели: формировать интерес у детей старшего дошкольного возраста к культуре и обычаям своего народа.
2. «Богатыри Земли Русской».
Цели: дать представление о былинах, их происхождении, авторстве;
вызвать интерес к русскому народному творчеству.
3. «Россия и её защитники».
Цели: повысить эффективность духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к традициям отечественной и православной культуры.
• Образовательная область «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познание».
Заучивание пословиц, поговорок, стихов по теме проекта.
1. Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Цели: дать детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси, о русских богатырях, защитниках родной земли; обогащать словарный запас : былины, богатыри, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; воспитывать интерес к прошлому страны, стремление подражать подвигам богатырей.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
2. Чтение былины Чтение былины "Добрыня и Змей".
Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины "Добрыня и Змей". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Рязань, меч булатный, копьё муравчатое, палица булатная, Пучай-река.
3. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Цели: вызвать интерес к русскому народному творчеству, языку былин, приданий о русских богатырях; обогатить словарный запас : богатыри, Древняя Русь, Илья Муромец.
4. Чтение и беседа по былине "Садко".
Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Садко". Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Помочь понять содержание былины, используя вопросы. Обогатить словарь детей словами и выражениями: гусли, гусляр, торжище, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень озеро, Новгород.
Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины.
В каком городе жил герой былины? Как его звали? Каким ремеслом занимался Садко? Почему Садко оказался на Ильмень-озере? Как у Садко оказался волшебный шёлковый невод? Что обещал подарить озёрный царь Садко? Почему Садко решил отправиться путешествовать по морю? Что случилось с ним во время путешествия? Почему Садко порвал струны на гуслях? Какую награду предложил морской царь Садко? Чем закончилась былина?
• Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Беседы:
• «Былины – кладезь народной мудрости»
• «Беседа о постройках Древней Руси»
• «Моё Отечество - Россия»
• «Защитники Родины»
Дидактические игры:
• «Герои Русских былин»
• «Собери богатыря в дорогу»
2. Работа с родителями
Родительское собрание на тему «Русские былины, как средство приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям».
3. Заключительный этап
Итоговое мероприятие: НОД реализации образовательной области «Познание» с использованием информационно-коммуникативных технологий «Богатыри Земли Русской».
Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей
1. Выставка детских рисунков «Сила богатырская!»
2. Выставка детских рисунков «Защитники Отечества».
Результаты, полученные в ходе реализации проекта
дети стали подлинными субъектами образовательной деятельности;
у дошкольников появился интерес и навыки получения знаний путем поиска;
уровень знаний в области истории защиты Отечества повысился на 79%;
расширился кругозор детей;
получили активное развитие коммуникативные навыки;
повысился уровень художественного творчества детей, умений и навыков продуктивной деятельности, эстетического восприятия;
в ходе поисковой деятельности у детей появился эмоциональный отклик на получаемую информацию, стали формироваться патриотические чувства;
родители стали активными участниками педагогического процесса.